Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Европа зимой может замерзнуть

Почему Европа зимой может замерзнуть

Вопрос использования российского газопровода перемещается в ведение европейских бюрократов и немецких судов

Не секрет, что «Северный поток – 2», достроить который остались считаные километры, еще до конца года может быть запущен в строй. Газ, который пойдет по нему, крайне необходим и немецкой, и европейской экономике, поскольку Германия может стать распределительным «хабом» для всей Центральной Европы. Газ потребуется Европе еще не одно десятилетие.

Об этом канцлер Германии Ангела Меркель заявила на днях на пресс-конференции с украинским президентом Владимиром Зеленским. По ее словам, к 2045 году Европа рассчитывает достичь климатического нейтралитета и к этому времени потребность в российском газе существенно снизится, если не исчезнет совсем. Но до этого времени Европе, и в первую очередь Германии, которая отказывается от использования угля и закрывает в 2022 году последние АЭС, без газа не обойтись.

Это понимают политики всех немецких партий, за исключением «Зеленых». Да и те озабочены в этом плане больше необходимостью загрузки украинской ГТС, чем полным отказом от природного газа. Как кандидат в канцлеры Германии от ХДС/ХСС Армин Лашет, так и выбившийся в лидеры предвыборной гонки кандидат социал-демократов Олаф Шольц поддерживают строительство и запуск «Северного потока – 2». Они считают его чисто экономическим проектом и отвергают все домыслы, в том числе распространяемые противниками газопровода в США, что он может стать средством политического давления на ФРГ и Европу.

Однако использование «Северного потока – 2» на полную мощность наталкивается на сложные бюрократические проблемы. Они связаны с Третьим энергетическим пакетом ЕС (Third Energy Package). Он представляет собой законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков, принятое Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 года и вступившее в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.). Формально Третий энергопакет согласуется с инициативой развития либеральных европейских ценностей, таких как «Европа 2020». Но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета – не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения. Если монополист владеет такими сетями, он должен предоставить 50% их емкости конкурентам, не пользоваться ею или продать данные сети независимым операторам.

Правда, имеются исключения. В случае, если конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Именно правило разделения поставщика и владельца трубопровода и применено в отношении «Северного потока – 2». В 2019 году ЕС распространил антимонопольное законодательство на морскую часть газопровода, которое ограничивает его использование на полную мощность. Но в тот период газопровод еще мог получить исключение, если бы он был достроен к 23 мая 2019 года, то есть до вступления в силу нового ограничения. И об этом исключении ходатайствовала бы Германия как первая европейская страна, на территорию которой входит газопровод.

Нельзя сказать, что это было неожиданностью для «Газпрома». Дело в том, что еще несколько месяцев назад Федеральное сетевое агентство Германии получило заявку от оператора газопровода «Северный поток – 2», компании Nord Stream 2, которая зарегистрирована в швейцарском городе Цуг, на сертификацию в качестве независимого оператора газотранспортной системы. Но это решение со стороны ЕС интерпретируется так, что Nord Stream 2 может быть оператором всего газопровода до 12-мильной немецкой зоны. А последний участок до выхода на сушу должен быть передан независимому оператору.

Федеральное сетевое агентство со ссылкой на названную выше директиву ответило отказом, и компания Nord Stream 2 неудачно попыталась оспорить это решение в земельном суде Дюссельдорфа. Формальным поводом для отказа было то, что газопровод не был достроен к 23 мая 2019 года. Возможно, подобные негативные решения связаны, в частности, с тем, что в этой швейцарской компании доли капитала принадлежат фирме Gazprom international project LLC, которая является «дочкой» «Газпрома». Но скорее всего дело в германо-американских договоренностях, связанных с тем, что США согласились не препятствовать вводу в эксплуатацию «Северного потока – 2» при условии соблюдения правил Третьего энергетического пакета.

В сложившихся условиях в немецкой прессе появились сообщения о возможной продаже «Северного потока – 2».

Что стоит за отказом Федерального сетевого агентства ФРГ и земельного суда в Дюссельдорфе? Прежде всего даже положительное для «Газпрома» решение не было бы окончательным, поскольку его все равно должны были бы одобрить в Брюсселе. С другой стороны, «Газпром» явно подталкивают к принятию решения о поставках заблокированных Третьим пакетом объемов газа через украинскую ГТС. В этих условиях для «Гапрома» возможны следующие варианты, кроме оспаривания решения земельного суда в высших судебных инстанциях. К ним относится допуск к трубе других поставщиков. В российской прессе уже появились в этой связи сообщения о готовности «Роснефти» продавать «Газпрому» до 10 млрд куб. м газа в год и поставлять их через «Северный поток – 2». В данном случае придется доказывать, что новый поставщик является независимым и поставляемый по трубе газ формально не принадлежит «Газпрому».

С точки зрения Игоря Юшкова, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, «Газпром» мог бы перенести точки сдачи-приема газа в контрактах с европейскими покупателями в Балтийское море в 12 милях от немецкого берега, где начинается действие европейского законодательства. Конечно, эти точки будут виртуальными, но формально правило ЕС будет соблюдено.

Пока же «Газпром экспорт» перестал продавать газ через свою электронную площадку на 2022 год, сообщает Bloomberg. В результате европейские трейдеры могут не успеть заполнить свои хранилища до наступления зимы. Цены на газ резко вырастут , а у европейцев есть шанс замерзнуть этой зимой.

Автор: Олег Никифоров

Источник: НГ, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики