Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Эксперт рассказал, что решение немецкого суда об ограничениях в отношении газопровода "Северный поток–2" не удивило "Газпром" и компания знает, как действовать дальше.

В "Газпроме" были готовы к вердикту германского суда о сохранении действия Третьего энергопакета на газопровод "Северный поток–2", считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Тема обсуждается довольно давно. Здесь каких-то супер новаций нет, потому что "Газпром" знал, что очень велика вероятность, что могут не согласовать отмену Газовой директивы через суд. "Газпром" уже несколькими путями пытается обойти эти ограничения", – отметил Митрахович в беседе с корреспондентом Baltnews.

Он считает, что, во-первых, "Газпром" может зарегистрировать полностью принадлежащую ему швейцарскую компанию Nord Stream 2 AG, которая владеет "Северным потоком–2", как независимого оператора.

"Формально "Газпром" владеет этой компанией, но можно сделать такую хитрость, которая предусмотрена в праве ЕС и сделать так, будто эта компания является независимой. Она "Газпрому" принадлежит, но бюрократия там отдельная. Де-факто это будет номинальная вещь. Понятно, что "Газпром" будет делать что захочет, и Nord Stream 2 AG будет ему во многом полностью подконтрольна, даже если будет зарегистрирована как независимый оператор", – отметил Митрахович.

Эксперт напомнил, что "Газпром" уже подал соответствующие документы в Федеральное сетевое агентство Германии, но там еще не начали рассматривать эту заявку под бюрократическими предлогами. Затягивание со стороны ФРГ эксперт объяснил тем, что Берлин опасается критики, а также хочет переложить ответственность за это решение на будущее правительство.

"С одной стороны, хочется запустить проект, а с другой, можно нарваться на критику со стороны американцев, часть евробюрократии будет недовольна, Польша будет громко возмущаться. Поэтому Германия это дело затягивает. Я думаю, что они затягивают еще и потому, что осенью в Германии будет новое правительство и на него хотят переложить ответственность", – рассказал Станислав Митрахович.

Во-вторых, в том случае, если ФРГ отвергнет заявку Nord Stream AG как независимого оператора, можно сделать так, чтобы газ по трубе шел не только "газпромовский", но и какой-то другой. Например, газ, который уже куплен покупателем.

"Условно говоря, можно создать хаб в Балтийском море. Какая-то компания будет проводить аукционы, и какая-нибудь германская компания купит этот газ и тогда он будет прокачиваться уже как немецкий, а не газпромовский, и тогда труба будет загружена", – подчеркнул эксперт.

Третьим вариантом специалист по энергетике назвал прокачку газа, который будет принадлежать не "Газпрому" и не покупателю в Европе, а какой-то другой российской компании.

"У нас есть НОВАТЭК, "Роснефть", которые имеют крупный газовый бизнес. Они были бы счастливы получить доступ к экспорту трубопроводного газа, учитывая высокие цены на газ в Европе. Может, сам "Газпром" не в восторге от такой идеи, но с точки зрения интересов России, почему бы и нет. Нам важно, чтобы проект был заполнен. Можно создать какую-нибудь компанию, которая условно будет называться "Газовый экспорт", и пусть "Газпром" или "Роснефть" ей продают газ, а она уже экспортирует его самостоятельно", – рассказал эксперт.

"Объективно какой другой поставщик появится в Балтийском море? Норвежцы что ли туда присосутся? Или там будет НОВАТЭК с "Роснефтью"? Но это все равно российский газ. Поэтому изначально идея регулирования подводного газопровода – это политически мотивированная глупость. Но если они решили, нам приходится адаптироваться", – подытожил Станислав Митрахович.

Источник: Baltnews.lt, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики