Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Подписание газового соглашения с Китаем многими воспринято как разворот в сторону Поднебесной, как важнейший этап наших отношений. Но в реальности ничего не изменилось. Несмотря на такое громкое название - «окончательное утверждение параметров», «мега-контракт», «соглашение по системе «take or pay» - в контракте нет самого главного – там нет цены. Это означает, что документ контрактом не является. Раз нет формулы цены – нет договора. Пока наше соглашение с Китаем нужно рассматривать как часть большой игры в треугольнике «Россия – Китай – Европа».

Не секрет, что Россия сейчас в Европе подвергается серьезному давлению. Очень многие там пытаются говорить, что российский газ не нужен Европе, она найдет другие источники, а Россия – страшная страна. В реальности для европейцев это очень опасная игра. Ярчайший тому пример – Польша. Сейчас Россия подписывает серьезные газовые соглашения с Польшей. Варшава ведь также неоднократно пыталась утверждать, что ей российский газ не нужен: поляки могут взять газ из Катара, могут построить завод по СПГ в Свиноустье, могут использовать сланцевый газ и т.д. Но как дошло дело до зимы, а газа-то нет! Польшей с РосУкрЭнерго был подписан глупейший контракт, который подавался как диверсификация поставок. Какая же диверсификация, когда РосУкрЭнерго брал газ у России?

Все хорошо в теории, реалии совсем другие. Что произойдет, если газа не будет? Газовый бизнес – это не тот бизнес, где можно рассуждать на тему «а может, будет?». Россия это прекрасно понимает, и Китай, видимо, используется как элемент давления на Европу. Да, мы подписываем серьезный договор, и те проекты, которые озвучиваются, крайне опасны для России. Наша задача – отрезвить Европу. Хорошо, ЕС «загонит» нас в Китай, но ведь европейцы останутся без газа! Конечно, Россия тоже окажется в минусе. Сейчас оказаться «под Китаем» крайне опасно. Тот факт, что Дмитрий Медведев не подписал контракт с формулой цены, это очень хорошо. Если бы мы сейчас пошли на уступки, фактически речь шла бы о сдаче государства. Это не страшилки, а вполне реальные вещи.

Почему я говорю о том, что мы пугаем Европу: потому что сейчас подписан договор о газопроводе «Алтай», который соединяет, как известно, давно открытые месторождения Западной Сибири с Китаем. Именно готовые месторождения, где запущен процесс производства, являются основой наших поставок в Европу. Думаю, разум восторжествует, и мы газопровод «Алтай» строить не будем. По крайней мере, не будем строить за свои деньги.

Очень важный момент: три принципа газовых отношений с Китаем, которым мы должны следовать. Первый принцип: газ из Западной Сибири в Китай не продавать. Да, восток Сибири и Дальний Восток можно развивать с перспективой поставок на китайский рынок. Но из Западной Сибири поставки осуществлять нельзя. Этот регион предназначен для Европейской части России и для поставок в Европу.

Второй момент: мы не должны строить трубы за свой счет и за счет кредитов. Это очень важный момент. Многие сейчас говорят, что трубу мы построили за китайские деньги. Ничего себе за китайские! За кредит китайский, который получен на крайне невыгодных условиях! Это совершенно разные истории, между прочим.

Третий момент: никаких уступок по цене, никаких фокусов с технологиями формулы цены «затраты +», т.е. взять, к примеру, цену в Ковыкте и прибавить небольшую маржу – этот фокус совершенно не должен проходить. И никакой привязки к стоимости угля, т.е. никакой гронингенской системы, китайского пути (я имею в виду систему, где газовые цены привязаны к нефтяным, так предлагает рассчитывать Китай) – это крайне невыгодный нам путь, потому что здесь не учитывается ни экология, ни реальная стоимость угля. Предлагают использовать цену угля на китайском рынке, а там рынка-то никакого и нет.

Эти моменты очень важны, и Китай хоть и хорохорится, но в реальности там ситуация весьма непростая. Потребление газа в Поднебесной уже сегодня 90 млрд кубов, а по прогнозу самого Китая через 10 лет возрастет до 300 млрд кубов. Пекину надо найти 210 млрд кубов. Хорошо, 40 млрд нашли в Центральной Азии, определенный объем можно взять на рынке СПГ. Но 210 млрд кубов за 10 лет на международном рынке Китай не найдет! Это очевидно, потому что для того, чтобы через 10 лет получить 210 млрд кубов, нужно их купить сейчас. А сейчас мы видим возможности КНР. Да, эти возможности есть, но это не тот объем, который Китаю нужен. КНР хочет получить российский газ на выгодных для нее условиях. Мы уже пошли на колоссальные уступки по нефти, и, я думаю, плоды от нефтяного контракта мы еще пожнем. Надеюсь, что три озвученные принципа будут учтены. Пока еще мы не совершили фатальных ошибок. Надеюсь, что тот год, который остался на уточнение контракта - к лету следующего года была обещана ясность в контракте, значит, год у нас еще есть - не пройдет даром.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики