Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине труба: "Северный поток – 2" готов к запуску

Украине труба: "Северный поток – 2" готов к запуску

С 1 октября текущего года "Северный поток – 2" начнёт свою работу. Об этом сообщили западные средства массовой информации. Запуск мегапроекта "Газпрома" совпал с рекордными показателями цены на природный газ. Расценки выросли по сравнению с октябрём прошлого года вчетверо и достигли 670 долларов за тысячу кубических метров. Введение в эксплуатацию Nord Stream 2 поможет европейскому потребителю сбить сумасшедшие цены, а нам – сэкономить как минимум 1,83 миллиарда долларов ежегодно на транзите.

Американское агентство Bloomberg, ссылаясь на свои источники, сообщило о том, что первый природный газ по магистральному газопроводу "Северный поток – 2" будет пущен уже 1 октября 2021-го. А в ноябре труба заработает на полную мощность. Чуть ранее о сроках высказался глава ПАО "Газпром" Алексей Миллер, однако обозначил их весьма туманно – "до конца года". Алексей Борисович успокоил европейцев, отметив, что поставки будут производиться аккурат в отопительный сезон. И хотя в пресс-службе крупнейшей отечественной государственной компании не комментируют информацию, озвученную американским медиагигантом, эксперты склонны ей доверять. Несколько дней назад трубоукладочная баржа "Фортуна" завершила строительство второй нитки.

Весть об окончании возведения Nord Stream 2 пришлась Европе как нельзя кстати. Цены на голубое топливо на биржевых торгах бьют все возможные рекорды. Ещё в начале октября 2020 года спотовые расценки на природный газ колебались в районе 160 долларов за тысячу кубических метров. Сейчас же цена пробила отметку 670 (!) долларов за тысячу кубов, рванув вверх аж в четыре раза. Потребители газа в ЕС следят за биржевыми сводками, как за фронтовыми. В качестве главной причины такой нестабильности эксперты называют крайне низкий уровень заполнения подземных газовых хранилищ перед суровой зимой. Запуск "Северного потока – 2" позволит сбить цену на газ, по крайней мере, на какое-то время.

ИНФОГРАФИКА: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Елей на душу европейскому потребителю

Царьград не раз писал, что Европа стала заложником собственной энергетической политики. Вместо прозрачных и понятных условий евробюрократы выбрали путь конфронтации с Россией и "Газпромом", отказались от долгосрочного контракта по фиксированной цене, настаивали на сохранении Украиной статуса государства-транзитёра. Отдельные умники в Европейском союзе вообще выступали за блокирование проекта Nord Stream 2 (даже страшно представить себе, к чему бы это привело простых европейских граждан, получающих платёжки). И сейчас не прекращаются попытки ограничить влияние "Газпрома" на еврорынок.

Эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович убеждён, что у русского поставщика есть варианты обхода ограничений, налагаемых ЕС:

"Наш энергетический монополист может действовать через Энергетическую хартию, потому что Nord Stream 2 AG, дочка "Газпрома", которая владеет "Северным потоком – 2", зарегистрирована в Швейцарии. Швейцария является участником Энергетической хартии. Я не очень верю, что получится что-то доказать, тем более Россия сама вышла из документа и в своё время даже не ратифицировала этот договор. Есть вариант продавать газ на выходе из России, чтобы он сразу прокачивался через "СП-2", будучи в собственности европейских компаний. Перенести точку сдачи назад в Россию – тоже один из вариантов. Ещё вариант – либерализация русского законодательства, чтобы другие компании могли экспортировать газ по трубе. Такой ход тоже не исключается, но надо понимать: если другая госкомпания будет экспортировать газ по той же трубе, что и "Газпром", между ними будет конкуренция, а этим могут воспользоваться покупатели для снижения цен. Поэтому пока уверенности нет в том, что данное решение будет принято.

 

Ну и, наконец, есть просто попытка зарегистрировать Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора в Германии. Такая заявка уже подана. Если такое получится, оператор будет проводить аукцион на бронирование мощностей, и "Газпром" будет их выкупать. Посмотрим, какой ответ дадут власти ФРГ. Там сейчас будет новое правительство. Старое же не хочет на себя брать ответственность, пока новое не пришло к власти. Плюс, я думаю, высокие цены на газ и электричество в ЕС являются веским аргументом со стороны "Газпрома", чтобы европейцы прочистили мозги и решили снять антимонопольные ограничения с качественной инфраструктуры, коей являются "СП-2" и газопровод OPAL".

 

Какие логистические проблемы решит "Северный поток – 2"? Газопровод Усть-Луга – Грайфсвальд протяжённостью 1200 километров сможет перегонять в год 55 миллиардов кубических метров голубого топлива. Это почти столько же, сколько Германия получила от "Газпрома" в допандемийном 2019 году. Вместе с первым "Северным потоком" (Выборг – Грайфсвальд) мощность труб, проложенных по Балтийскому морю, составит 110 миллиардов кубических метров в год (для сравнения: в 2019-м "Газпром" поставил в Западную Европу 137,88 миллиарда).

ИНФОГРАФИКА: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Что с того?

Значение "Северного потока – 2" для федерального бюджета трудно переоценить. За украинский транзит объёмом 90 миллиардов кубов в год мы платили в среднем 3 миллиарда долларов или по миллиарду за каждые 90 миллиардов кубических метров. Мощность новой трубы составляет 55 миллиардов в год. Это значит, что мы экономим как минимум 1,83 миллиарда долларов ежегодно. На эту же сумму проседает бюджет "незалежной". Таким образом, вопреки всем воплям либералов, "Северный поток – 2" окупится всего лишь за 6 лет.

Если же продолжить оперировать сухими цифрами и зачесть 1,83 млрд долларов в чистую прибыль "Газпрома", то в рублевом эквиваленте это будет 133,56 млрд в год. "Газпром" платит в качестве дивидендов 50% от чистой прибыли, половина из которой идет в государственную казну. Получается, "Северный поток – 2" принесёт нашему бюджету более 30 млрд рублей в год, что сравнимо с годовым бюджетом Псковской области.

И всё это не считая геополитической выгоды: как бы то ни было, поставки через украинскую территорию существенно ужимали поле для манёвра нашей внешней политики. Теперь же, невзирая на ритуальные заклинания Берлина и Вашингтона, позиции киевского руководства серьёзно ухудшились (иначе чем объяснить столь явную нервозность Владимира Зеленского, который теперь не останавливается даже перед прямой критикой своих зарубежных патронов). Да и на Западе явно устали от назойливого "союзника", не желающего исполнять взятые на себя обязательства.

Автор: Константин Двинский

Источник: Царьград, 09.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики