Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Достроенный «Северный поток-2» уперся в новые преграды

Достроенный «Северный поток-2» уперся в новые преграды

Запустить газ могли бы уже в сентябре

Утром 10 сентября морская ветка «Северного потока - 2» достигла берегов Германии, что позволило «Газпрому» заявить о завершении строительства трубопровода. К первым поставкам в Европу по новому маршруту монополия собирается приступить в начале октября. До конца года концерн рассчитывает прокачать по этой линии на экспорт 5,6 млрд кубометров сырья. Между тем для полноценной эксплуатации трубы, «Газпрому» предстоит урегулировать еще несколько нерешенных вопросов, в частности, получить сертификацию в ряде регулирующих ведомств Германии.

Сможет ли российская монополия оперативно получить одобрение немецких чиновников, и с какими еще препятствиями предстоит столкнуться проекту в ближайшем будущем, рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Газопровод «Северный поток - 2» общей мощностью 55 млрд кубометров в год (две нитки по 27,5 млрд кубов) от побережья России через Балтийское море до берегов Германии был задуман еще в 2012 году. За счет нового маршрута «Газпром» рассчитывал полностью отказаться от услуг газотранспортной системы Украины.

К проекту сразу захотели присоединиться несколько европейских участников — французская Engie, австрийская OMV, британская Shell и немецкие Uniper и Wintershall. Расходы на строительство на общую сумму в 9 млрд евро стороны разделили поровну: одну половину взял на себя «Газпром», а другую — европейские партнеры монополии. Для исполнения функций оператора газопровода в Швейцарии была зарегистрирована фирма Nord Stream 2. Изначально ее владельцами оказались все участники проекта, однако впоследствии, когда Вашингтон пригрозил разрывом экономического сотрудничества со структурами, так или иначе задействованными в проекте, европейские компании вышли из капитала Nord Stream 2 в пользу России, переоформив свои вложения в кредитную линию «Газпрому».

Старт укладки морского участка СП-2 был дан в сентябре 2018 года. Изначально завершить строительство подводного отрезка трубы «Газпром» собирался в конце 2019 года. Однако американские санкции отпугнули основного подрядчика проекта — швейцарского судовладельца Allseas. Российской монополии пришлось срочно переоборудовать трубоукладчики из собственного флота. В течение 2020 года строительство СП-2 фактически было парализовано. Работу по укладке подводного маршрута удалось возобновить только в конце января 2021 года. Однако и после реанимации строительства проект постоянно сталкивался с претензиями, предъявляемыми недоброжелателями — в первую очередь, США и Украиной.

- Какие сертификации необходимо будет получить «Газпрому» для введения СП-2 в эксплуатацию? Уже подана заявка в Федеральное агентство по сетям Германии на сертификацию Nord Stream 2 в качестве «независимого оператора транспортной системы». Что подразумевает такой разрешительный документ?

- Большая часть сертификаций, которые необходимо получить «Газпрому», связаны с технологическими характеристиками трубопровода. В ходе такой процедуры проверяется соответствие проекта всем необходимым техническим требованиям и проектной документации. Обычно такую сертификацию проводят независимые эксперты, привлеченные Горным управлением германского города Штральзунд, на основе анализа которых выдается разрешение на введение трубопровода в эксплуатацию.

Однако главной задачей «Газпрома» является утверждение статуса Nord Stream 2 в качестве независимого оператора проекта. Согласно европейским законам, добывающая компания, поставляющая газ в страны Старого Света, не имеет права одновременно осуществлять транспортировку сырья. Такое правило направлено на обеспечение свободной конкуренции на европейском газовом рынке, который по своей природе склонен к постоянной монополизации. В случае с СП-2 такое условия пока не выполняется: «Газпром» является не только единственным поставщиком «голубого топлива», но и единоличным владельцем оператора проекта — швейцарской компании Nord Stream 2. По законам ЕС, несоблюдение критериев анбандлинга — разделения собственности — позволяет загружать только половину возможных эксплуатационных мощностей трубопровода.

- Есть ли выход из такой ситуации?

- Во-первых, в самом европейском законодательстве существуют исключения, при которых независимый оператор — на этот статус и претендует Nord Stream 2 — может управлять транспортировкой газа, оставаясь при этом собственником «трубы». Впрочем, даже отсутствие статуса «независимого оператора» не становится непреодолимой преградой для загрузки СП-2 на все 100%. Правила анбандлинга вступают в силу за 12 километров до берегов Германии — именно с этой дистанции начинают действовать требования ЕС. «Газпром» может нанять стороннюю фирму, на которую будут возложены обязанности управления поставками на «последней миле» — на том отрезке трубы, о котором идет речь. Такой маневр вполне соответствует критериям европейской юрисдикции.

- Сколько времени займет процедура сертификации?

- Поскольку «Газпром» не бронировал дополнительные транспортные мощности через территорию Украины на будущий год, то можно предположить, что монополия уверена в урегулировании всех спорных вопросов в самое ближайшее время, чтобы приступить к поставкам сырья в оперативные сроки. Часть необходимой документации уже направлена немецким ведомствам, а остальные требуемые бумаги можно будет предоставлять по мере запросов со стороны европейских чиновников. Думаю, что окончательное оформление будет завершено до конца года.

- По информации источников, первый газ по новому трубопроводу «Газпром» собирается пустить в октябре. Причем до конца года монополия намерена экспортировать по этому маршруту около 5,6 млрд кубометров. Насколько выполнимо такое обещание?

- Теоретически к транспортировке первого коммерческого газа можно будет приступить даже в сентябре. Поставки можно будет осуществлять по первой нитке трубопровода, строительство которой было завершено в середине лета. Исходя из мощности первой линии СП-2 в 27,5 млрд кубометров, «Газпром» вполне способен обеспечить поставки в озвученных источниками объемах. Оставшиеся три недели сентября монополия потратит на завершение пусконаладочных работ на второй нитке, а первую линию будет заполнять коммерческим газом для начала экспорта в октябре. Правда, до настоящего времени к таким работам «Газпром» еще не приступал.

- Каких шагов можно ожидать в ближайшее время от недоброжелателей СП-2? Как они могут помешать работе газопровода?

- Достигнутое на встрече Ангелы Меркель и Джо Байдена соглашения об условиях эксплуатации нового российского трубопровода подразумевает два основных требования. Первое — Россия сохраняет транзит газа через Украину в объемах, зафиксированных в заключенном ранее договоре между Москвой и Киевом. Второе — Россия не будет использовать газ в качестве «оружия» против Украины.

Первое требования «Газпром» обязательно выполнит. Возможно, транзит по территории Украины сократится, однако российская компания выплат Киеву полную законтрактованную сумму. Такая схема также предусмотрена в европейском законодательстве. В прошлом году «Газпром» прокачал через Украину лишь 40 млрд кубометров, вместо 65 млрд кубов, которые прописаны в соглашении с Киевом. Сокращение поставок было связано с падением спроса из-за пандемии коронавируса. За недостаточные объемы транзита монополия заплатила неустойку и украинская сторона не предъявляла никаких претензий. На каких основаниях Киев теперь обвиняет нашу страну в уклонении от транзитных обязательств, совершенно не ясно — страна все равно получит полную сумму контракта, даже если физически сырья будет перекачено меньше, чем планировалось.

Другое дело - использование газа в качестве «оружия» против Украины. Такая неопределенная формулировка оставляет за Киевом возможность для новых претензий в адрес России. Например, не ровен час, произойдет очередная эскалация конфликта в Донбассе. Такое нежелательное развитие событий позволит Украине предъявить, к примеру, следующее обвинение: Россия достроила и запустила СП-2, поэтому теперь может усилить противоборство с Украиной, которая находится в энергетических тисках Кремля.

Санкции, которые могут последовать в дальнейшем, могут оказаться самыми парадоксальными, однако России и в первую очередь «Газпрому» все равно придется искать пути выхода из неприятной ситуации. Если бы не было политической подоплеки, то главной задачей монополии стало бы заполнение СП-2 на полную мощность. Однако в сложившихся условиях российской компании приходится справляться с проблемами сразу на нескольких фронтах.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 10.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики