Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков оценил вероятность блокировки «СП-2» с помощью новых санкций

Аналитик Юшков оценил вероятность блокировки «СП-2» с помощью новых санкций

Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко считает, что США все же смогут заблокировать газопровод «Северный поток — 2» с помощью санкций. Насколько реалистичны такие фантазии и смогут ли они помешать проекту, объяснил эксперт в области энергетики Игорь Юшков.

Об ожидании новых препятствий для российского газопровода со стороны Вашингтона Витренко сообщил в ходе форума YES Brainstorming в Киеве 11 сентября.

«Если Правительство США введет санкции, мы считаем, что европейские компании не будут покупать газ по этому трубопроводу, таким образом он не будет работать», — заявил он, вновь повторив, что запуск проекта представляет угрозу для безопасности Украины.

 

В июле США и Германия опубликовали совместное заявление, в рамках которого пообещали оказывать Киеву всяческую поддержку в энергетическом вопросе. Есть ли серьезная угроза введения санкций против «СП-2», в интервью «ПолитЭксперту» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Устаревшие санкции

Аналитик указал, что санкции, которые были введены против проекта в 2019 году, не касаются вопросов эксплуатации газопровода. Согласно действующим ограничениям, запрещается лишь оказывать услуги по строительству и финансированию проекта. При этом бюджетирование было выделено еще до ввода санкций, поэтому на деле ограничения никак на реализацию проекта не повлияли.

Запрет на оказание строительных услуг привел к задержке запуска газопровода. В январе того же года года швейцарская компания по трубоукладке ушла из проекта. России понадобился год, чтобы трубоукладочная баржа «Фортуна» приступила к работе, которая завершилась на этой неделе.

«Так что оба пункта санкций уже устарели. Никаких ограничений по поводу использования "СП-2" США не вводили и вводить не будут в соответствии с договоренностью, которая была достигнута на последней встрече Меркель и Байдена», — уверен эксперт.

 

Совместное заявление гласило, что США не будут препятствовать достройке газопровода и вводу его в эксплуатацию.

Для американцев есть вещи, имеющие более важное значение, чем сдерживание запуска «СП-2», считает Юшков. Например, отношения с Германией: «Если Вашингтон будет мешать работать газопроводу, конечно, это приведет к ухудшению американо-европейских отношений. По крайней мере, для демократов важнее отношения с Европой, чем "Северный поток — 2". Это они четко обозначили».

Два аргумента Украины против «СП-2»

По словам Юшкова, противники «Северного потока — 2» имеют в своем арсенале два аргумента, с помощью которых пытаются продвинуть санкции против России и «Газпрома». Эти два пункта были обозначены в соглашении Байдена и Меркель. 

Первый из них утверждал, что если Кремль станет использовать газ в качестве «энергетического оружия», то Берлин будет обязан ввести санкции против «СП-2» самостоятельно и инициировать такие же меры на уровне Евросоюза. Второй пункт предусматривался в случае начала проявления агрессии Россией по отношению к Украине. Как полагает Юшков, работа против запуска газопровода ведется сразу по двум направлениям:

«Например, Польша и Украина стали указывать на то, что якобы Россия спровоцировала высокие цены на газовом рынке Европы, что Москва якобы добивается таким образом чего-то, а значит, использует газ как энергетическое оружие. Хотя в реальности высокие цены на газ — это результат того, что в Азии цены на него поднялись еще больше, и весь СПГ (сжиженный природный газ) ушел в Азию, потому что все производители хотят заработать. Американский СПГ тоже ушел в Азию. В Европе возник дефицит, а Россия поставляет рекордные объемы газа в Европу», — объяснил энергетик.

 

В то же время со стороны Киева заметны политические провокации с целью введения запрета на ввод газопровода в эксплуатацию. Это давление продолжится, предполагает Юшков:

«Провокации в Донбассе, эскалация боевых действий, в которых обвиняют Россию. Давление будет. Но все эти заявления со стороны Украины тоже непонятно на чем основаны, потому что санкций, запрещающих эксплуатировать газопровод, нет».

 

Возможность воздействовать на Россию у Запада, по словам аналитика, есть. Но нет гарантий того, что эти меры сработают. Аналогичные действия против строительства «СП-2» завершились крахом. К тому же безрассудные запреты не выгодны самим американцам, подчеркнул Юшков.

«Европа не сможет моментально отказаться от российского газа, поэтому США не вводят жесткие санкции. Это фактически означает дискредитировать себя, свою санкционную политику. Они вводят такие санкции, которые можно выполнить», — заметил эксперт.

 

Есть ли шанс продлить транзит?

На встрече Ангелы Меркель и Владимира Зеленского канцлер Германии заверила украинского президента, что приложит все усилия для продления транзитного соглашения между Россией и Украиной, срок которого истекает в 2024 году. Отвечая на вопрос, будет ли Берлин и Вашингтон использовать этот аргумент, чтобы воздействовать на Кремль, Игорь Юшков пояснил: "Единственное, что действительно могут сделать западные партнеры Киева, — оказать содействие этому процессу».

«Совместное заявление Украины и США ничего не значит. Украина не является субъектом отношений в рамках "Северного потока — 2". Основные переговоры и борьба проходила в треугольнике Россия — Германия — США. Украина здесь не оказывает никакой роли», — отметил эксперт.

 

Если транзитный договор не будет продлен, никаких санкций в отношении Москвы не предусмотрено. При этом, как заметил Юшков, Россия не отказывается от переговоров и даже согласна на сохранение транзита, но не через продление действующего соглашения.

Автор: Зиада Филиппова

Источник: Политическая Экспертиза, 11.09.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики