Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выборы в бундестаг становятся проблемой для «Северного потока – 2»

Выборы в бундестаг становятся проблемой для «Северного потока – 2»

Сертификация «Северного потока – 2» затянется из-за выборов в бундестаг, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович

 

Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur) заявили, что ведомство не принимает решения о запуске «Северного потока – 2», но проверяет соблюдение компанией-оператором Nord Stream 2 AG правовых предписаний вроде правила об анбандлинге.

Положение об анбандлинге входит в Третий энергопакет и предполагает разделение компаний – поставщиков газа и компаний-транзитеров. Если к моменту ввода в строй «Северного потока – 2» анбандлинг не будет соблюден, Bundesnetzagentur могут принять решение о штрафах.

Только это станет двойным наказанием – «Северный поток – 2» и так ограничен на 50% Третьим энергопакетом, что подтверждает последний документ германского ведомства по газопроводу. Также Nord Stream 2 AG подала заявку в Bundesnetzagentur о получении статуса независимой от «Газпрома» компании, поэтому перед нами странное заявление Bundesnetzagentur.

Цены на газ зависят от «Северного потока – 2»

«Для того чтобы газопровод начал работать, нужно разрешение властей ФРГ. Если в Берлине посчитают по организационным и другим причинам, что "Северный поток – 2" не сможет работать, то так и случится», – констатирует Митрахович

 

Здесь есть две истории: сертификация «Северного потока – 2» в ФРГ и регистрация Nord Stream 2 AG как самостоятельного оператора.

«Многое зависит от того, сколько по времени этот вопрос будут рассматривать в Bundesnetzagentur. Если процесс будет идти долго, тогда цены на газ в Европе продолжат расти до новых рекордов», – резюмирует Митрахович.

Сегодня цена на газ на спотовом рынке ЕС пробила рубеж в 760 долларов за тысячу кубов, причем рост идет безостановочно. В Bundesnetzgentur заявили о получении комплекта документов по «Северному потоку – 2», но по закону ФРГ его сертификация займет до четырех месяцев.

Немцы могут протянуть с сертификацией до 13 января 2022 года, когда в Европу придут морозы с температурой минус 20 и возникнет реальный дефицит газа. Тогда придется выбирать между энергоснабжением предприятий и отоплением домохозяйств. 

 

«В таком случае запуск "Северного потока – 2" будет отложен, как и вывод проекта на полную мощность. Газопровод не сможет начать качать газ в ситуации, когда немецкие власти не согласовали работу газопровода», – заключает Митрахович.

Bundesnetzagentur не запретит «Газпрому» и Nord Stream 2 AG поставки газа через «Северный поток – 2», но подобная политика, о которой часто пишет пресса Германии, недопустима. Российской стороне необходимы нормальные отношения с германскими властями.

«Одной из причин затягивания ситуации могут стать выборы в ФРГ. Правительство Ангелы Меркель не хочет принимать решение по проекту, по которому у нового состава германского кабинета министров может быть свое мнение», – констатирует Митрахович.

С точки зрения цен на газ в Европе такое решение неправильно, а с точки зрения германского политического процесса оно является логичным. Обстановка в ФРГ по газопроводу остается напряженной, существуют разные мнения и продолжаются споры.

«Для "Газпрома" и других поставщиков газа в Европу данная история с ценами на руку», – резюмирует Митрахович

 

Сертификация «Северного потока – 2» не требует одобрения Еврокомиссии

Есть и положительный момент в заявлении Bundesnetzagentur. Ведомство отправит проект решения по сертификации «Северного потока – 2» в Еврокомиссию, но у европейских властей не будет права вето, проблема разрешится в юрисдикции ФРГ.

«Старое Правительство ФРГ не хочет принимать решение о сертификации, боясь, что США попытаются использовать этот вопрос и будут давить на новый германский кабинет. Из-за этого получение решения в Германии затягивается», – заключает Митрахович.

Однако формирование нового Правительства ФРГ может затянуться, новый кабинет наверняка будет трехпартийным, без преимущества какой-либо партии. После выборов 2017 года немцы полгода формировали новый кабинет министров и вынужденно вернулись к коалиции ХДС/ХСС и СДПГ, а на этот раз расклад станет сложнее – Германии будет непросто договориться о новом коалиционном соглашении.

Почти наверняка в кабинете будут «Зеленые», а вот лидером станет либо СДПГ, либо ХДС/ХСС. 

 

«Сертификацию будут утверждать немцы, а не Еврокомиссия, а вот получение Nord Stream 2 AG статуса независимого оператора потребует согласия Брюсселя. Газовая директива ЕС говорит, что страна-член может дать исключение из Третьего энергопакета, но при условии утверждения Еврокомиссией, однако данный вопрос не связан с сертификацией "Северного потока – 2"», – констатирует Митрахович.

Ситуация остается сложной, Берлин находится под давлением газовых цен и выборов в бундестаг.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики