Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Надеюсь, до Нового года очередной «газовой» или «нефтяной» войны между Россией и Белоруссией не произойдет

Надеюсь, до Нового года очередной «газовой» или «нефтяной» войны между Россией и Белоруссией не произойдет

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- В энергетических отношениях России и Белоруссии на энергетику накладывается и политика. Однако развязывание политического конфликта между Россией и Белоруссией сейчас не будет иметь существенного влияния на энергетику. Белорусский президент пока больше настроен на решении внутриполитических вопросов, так как в конце декабря в стране пройдут выборы главы государства. Только после этого, может быть, в последней декаде декабря, и последуют внешнеполитические конфликты, инициируемые Минском. Однако надеюсь, что до Нового года очередной «газовой» или «нефтяной» войны не произойдет.

Сейчас Россией предоставлен Белоруссии достаточно обширный пакет преференций: часть нефти, около 6,3 млн. тонн, поставляется на льготных основаниях, газ также продается по довольно низкой цене, относительно европейских стран. Однако Лукашенко считает, что преференций недостаточно. Белоруссия предпринимает попытки диверсифицировать экспорт в плане поставок танкерной нефти из Венесуэлы, но коммерчески это Белоруссии невыгодно в сравнении с экспортом из России, и поставки от Уго Чавеса пока можно назвать декоративными ввиду небольших объемов. Поэтому рано или поздно придется решать задачу с загрузкой республиканских НПЗ и, вероятно, стороны придут к компромиссу по этому вопросу уже в рамках обсуждений по Таможенному союзу.

Что же касается президента России, то он асолютно не настроен воевать: его позиция, скорее, ориентирована на сближение, упреждение дальнейшего саботажа со стороны белорусского лидера. Россия готова к активному сотрудничеству как в политике, так, соответственно, и в энергетике. Поэтому говорить о том, насколько сейчас существует угроза энергетических кризисов, таких как срыв поставок газа в Европу ввиду транзитных угроз со стороны Белоруссии, или же отсрочка создания энергетического СП, пока рано: Россия готова к конструктивному диалогу. Полагаю, Минску впору прислушаться к посланию Дмитрия Медведева, и начать руководствоваться взвешенными решениями, как и подобает партнерам.

Надеюсь, что до срыва транзита поставок российского газа Белоруссией не дойдет. Несмотря на то, что цена на газ для Республики может быть поднята в силу конъюнктурных изменений. Ведь «Газпром» - прежде всего рыночная компания, а не донор. Ей нужно развиваться: в частности, госконцерн на минувшей неделе объявил о росте инвестпрограммы, компания преследует свою коммерческую выгоду, а дотации – даже соседним странам-транзитерам – негативно сказываются на экономике монополии в целом. Некоторое повышение цены на газ для Белоруссии может быть разыграно Минском как очередная громкая «страшилка», в ответ белорусская сторона может попытаться поднять нам тарифы на транзит, опять же – начнется спор и блокировка переговоров по поводу «контрольной» акции «Белтрансгаза», в которой заинтересован «Газпром». Тогда, безусловно, поднимется целый пласт проблем. Судя по тому, что дополнения к контрактам придется продлевать, возможно, мы в канун Нового года увидим какое-нибудь обострение, но я не думаю, что оно будет кардинальным.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 04.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики