Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не будет бронировать допмощность через Украину. С чем связано такое решение?

«Газпром» не будет бронировать допмощность через Украину. С чем связано такое решение?

Кроме того, по данным аукционов бронирования на октябрь, компания выкупила треть мощности газопровода «Ямал — Европа». Из-за этих новостей цена на газ снова превысила 900 долларов за тысячу кубометров

«Газпром» отказался бронировать дополнительную транзитную мощность через Украину и выкупил лишь треть от предложенной транзитной мощности газопровода «Ямал — Европа», свидетельствуют итоги аукционов бронирования на октябрь.

Итоги аукционов бронирования газотранспортных мощностей польского и украинского транзитных коридоров в дефицитном 2021 году сильно влияют на стоимость газа на спотовом рынке. Так, на этих новостях цена на октябрьский фьючерс в Европе снова превысила отметку 900 долларов, взлетев до 908 долларов за тысячу кубометров после того, как находилась ниже 800 долларов за тысячу кубометров 17 сентября.

Газпром начал стратегию сокращения бронирования дополнительных мощностей еще с сентябрьских поставок и отступать в октябре не намерен. Поскольку готовность больше качать газа через Украину и Польшу дала бы четкий сигнал, что с вводом «Северного потока — 2» можно не торопиться, и европейцы дальше бы затягивали сертификацию Nord Stream AG, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«В чем здесь логика «Газпрома»? В том, что, во-первых, он исполняет все свои контрактные обязательства, его нельзя обвинить в том, что он манипулирует рынком и так далее, все эти заявления с предложениями провести расследование. «Газпром» в любой момент может сказать: давайте тогда против всех поставщиков СПГ проведем расследование, потому что они тоже убрали СПГ на азиатские рынки, там они зарабатывают больше, так же и «Газпром» зарабатывает больше, поставляя меньше, но исполняя при этом все свои контрактные обязательства. В стремлении коммерческой компании получить прибыль нельзя усмотреть что-то криминальное. Дальше его действия можно трактовать двояко: либо он надеется, что в октябре получит сертификацию «Северный поток — 2» и будет введен в эксплуатацию. Он не бронирует дополнительные мощности, потому что рассчитывает, что будет поставлять дополнительные объемы, но по другому маршруту, поэтому нет никакого смысла дублировать мощность по прокачке газа в Европу в октябре. Второй момент: он подталкивает европейцев к тому, чтобы они как можно быстрее выдали все сертификаты и разрешения на ввод в эксплуатацию для «Северного потока — 2». При нынешних ценах на газ, конечно, европейцам выгодно как можно быстрее решить этот вопрос, и «Газпром» в этом плане тоже делает прозрачный намек: если вы хотите дополнительные объемы, которые приведут в том числе к понижению цены на европейском газовом рынке, тогда разрешите нам ввести в эксплуатацию «Северный поток — 2», и только там мы пустим вам дополнительный объем. С коммерческой точки зрения для «Газпрома» это наиболее приемлемый вариант. Он не готов качать через Украину, потому что там за сверхконтрактные объемы нужно платить повышенный коэффициент при прокачке. У «Северного потока — 2» такой проблемы нет: там «Газпром» платит своей же дочерней компании. Кроме этого, суммарно этот маршрут фактически на 1,9 тысячи километров короче, чем через Украину, поэтому там «Газпром» готов качать больше. Даже если дополнительные объемы приведут к снижению цены на европейском газовом рынке, он заработает за счет того, что меньше потратит на транзите, а через Украину он не готов качать, потому что тогда собьет цену для всего объема, который поставляет в Европу. С коммерческой точки зрения это ему невыгодно».

Либерализация европейского газового рынка привела к отказу от долгосрочных договоров на транзит. Их заменило прозрачное аукционное бронирование, чтобы исключить лишние издержки за бронирование избыточных мощностей из цены газа. В итоге грузоотправители вольны бронировать только тот объем мощностей, который им нужен, и на то время, когда будет необходимо.

Источник: BFM.RU, 20.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики