Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России может появиться еще один экспортер природного газа

В России может появиться еще один экспортер природного газа

Россия может обойти европейские правила и заполнить "Северный поток-2" почти на 60%, невзирая на Газовую директиву ЕС, запрещающую собственнику газопровода использовать более половины его мощностей. В правительстве обсуждается возможность разрешить экспортировать 10 млрд кубометров газа компании "Роснефть". Пока по нашим законам право экспортировать природный газ имеет только "Газпром".

Если "Роснефть" получит разрешение, то наша страна сможет прокачивать по "Северному потоку-2" не 27,5 млрд кубометров газа в год, а 37,5 млрд кубометров. Напомним, что совокупная мощность двух ниток газопровода - 55 млрд кубометров. По информации газеты "Коммерсантъ" "Роснефть" предлагает платить налоги с экспортируемых объемов по повышенной ставке относительно биржевых цен на газ, которые сейчас бьют рекорды в Европе. В этом случае эффект от поставки дополнительных 10 млрд кубометров для бюджета составит 60 млрд рублей по НДПИ и 100 млрд рублей по экспортной пошлине, посчитали в компании.

Помимо возможной экспортной выгоды разрешение, несомненно, будет шагом к либерализации газового рынка. Многие производители газа в нашей стране уже давно хотят получить доступ к трубопроводному экспорту газа. На внутреннем рынке цена газа, как правило, значительно ниже. По итогам 2020 года "Роснефть" заняла третье место по объемам добываемого газа в России - 62,8 млрд кубометров. На первом идет "Газпром" - 453,5 млрд кубометров, на втором "Новатэк" - 77,4 млрд кубометров.

Но у медали всегда две стороны. Действие Газовой директивы ЕС на "Северный поток-2" это не простое крючкотворство и бюрократия европейских чиновников. Это планомерная борьба с увеличением энергетического влияния России в Европе. Причем вдохновителем противодействия российскому проекту были США, которые в итоге вынуждены были пойти на уступки Европе, но совсем не зарыли топор войны. Нет никаких гарантий, что Евросоюз не найдет возражений против увеличения пропускной способности "Северного потока-2" для российского газа, особенно если учесть, что главным акционером обеих компаний является государство.

Если "Роснефть" получит разрешение на экспорт газа, Россия сможет увеличить его прокачку по "Северному потоку-2" с 27,5 до 37,5 млрд кубометров

Кроме этого, по мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, сама постановка вопроса неприемлемая. Она покажет нашим партнерам на Западе, что можно заставить Россию отказаться от своей энергетической политики, создав искусственные преграды для работы инфраструктуры, построенной по взаимной договоренности и к взаимному интересу.

Возникают вопросы и к потенциальным доходам бюджета. "Северный поток-2" еще не запущен, а цены на газ совсем не идеал стабильности. Год назад цены на споте (по контрактам срочной поставки и оплаты) в Европе упали ниже регулируемых цен в России, уточняет Алексей Гривач. Прогнозировать поведение спотовых цен практически невозможно, и, главное, этот способ продаж характеризуется крайней волатильностью, считает эксперт.

Также расширение списка экспортеров трубопроводного газа может отразиться и на внутреннем рынке. В нашей стране сейчас реализуется программа социальной газификации без привлечения средств населения, которая требует финансовых вложений и поставок дополнительных объемов газа на внутренний рынок.

По словам Гривача, у "Роснефти" падает собственная добыча (в прошлом году на 6,2%, по итогам первой половины 2021 года - на 2,3%. - "РГ"). Компания не смогла выполнить программу наращивания добычи до 100 млрд кубометров в прошлом году и тем самым поставила под угрозу снабжение внутреннего рынка, считает Гривач. Эти объемы вынужден компенсировать "Газпром" за счет резервных добычных мощностей, которые поддерживаются в том числе из экспортных доходов. За счет них также обеспечиваются газификация и поставки газа населению по льготным ценам, подчеркнул эксперт. Не исключено также, что разрешение экспортировать природный газ еще одной компании кроме "Газпрома" вызовет сильное неудовольствие у остальных участников рынка. Среди них "Лукойл" и "Сургутнефтегаз" - компании совсем не маленькие, которые могут требовать равных для всех условий.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 21.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики