Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия будет разрабатывать азербайджано-туркменское месторождение нефти?

Россия будет разрабатывать азербайджано-туркменское месторождение нефти?

Российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" планирует принять участие в разработке азербайджано-туркменского нефтегазового месторождения "Достлуг", - заявил министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов.

"21 января 2021 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Азербайджанской Республики и правительством Туркменистана по совместной разведке, разработке и освоении углеводородных ресурсов месторождения "Достлуг" в Каспийском море. НК ЛУКОЙЛ выразила намерение об участии в разработке месторождения "Достлуг" в качестве оператора", - отметил Шахбазов в интервью журналу "Нефтегазовая вертикаль".

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, для возвращающейся в проект разработки "Достлуга" российской компании "Лукойл" работа на месторождении принесет дополнительные доходы.

"Для "Лукойла это проект, которым можно с помощью своих компетенций по добыче углеводородов на Каспии заработать больше денег. В компании понимают, что Азербайджан заинтересован в разработке месторождения и потому со своей стороны будет предпринимать усилия по продвижению проекта, административно помогать ему. Поэтому, по сути, "Лукойл" предлагает сейчас некую игру, в которой будут выигрывать все: компания предоставит Азербайджану свои технологии, свой опыт, а в обмен заработает деньги. Все получат то, что хотят", - сказал он.

"У "Лукойла" есть опыт разработки шельфа Каспийского моря. У него два больших проекта – месторождения Филановского и Корчагина. Компания имеет и свою инфраструктуру, и необходимый опыт разработки месторождений с платформ. Кроме того, у "Лукойла" сейчас не так много возможностей для инвестиций в зарубежные проекты, поэтому он может и вложить деньги в разработку "Достлуга". В этом плане интересы Азербайджана и российской компании сходятся в одной точке", - подчеркнул Игорь Юшков.

Экономист Ровшан Ибрагимов, в свою очередь, сообщил, что в Азербайджане приветствуется участие в разработке "Достлуга" иностранных компаний. "Это важно, как минимум, на аудиторском уровне: если начнутся какие-то разногласия, было бы удобно, чтобы оператором месторождения была не азербайджанская и не туркменская сторона, а третья, нейтральная сторона, чтобы не было непредвиденных и нежелательных развитий событий в дальнейшем", - прежде всего сказал он.

Возвращение на "Достлуг" "Лукойла" в Азербайджане ожидалось. "Среди российских компаний именно "Лукойл" работает в акватории Каспийского моря, в основном, конечно, в российском секторе. Не стоит забывать, что "Лукойл" также участвует в разработке азербайджанского газового месторождения "Шахдениз" и прежде участвовал в разработке блока "Азери-Чираг-Гюнешли" с 10% долей. У него есть нужная для "Достлуга" инфраструктура, которую согласно общепринятой практике владельцы месторождения арендуют у иностранных компаний. К примеру, недавно для разведки в азербайджанском секторе Каспийского моря было арендовано оборудование казахстанской стороны", - напомнил Ровшан Ибрагимов.

"Если "Лукойл" станет оператором "Достлуга", то сможет использовать как собственную инфраструктуру и технические возможности, которые уже наличествуют на севере Каспия, так и арендовать их совместно с теми компаниями, которые будут участвовать в проекте, скажем, у SOCAR. "Лукойл" уже был партнером по этому проекту в 90-х годах, когда впервые было подписано соглашение, и теперь, когда разногласия с Туркменистаном улажены, просто возвращается в него", - заключил экономист.

Напомним, нефтегазовое месторождение "Достлуг" (в Азербайджане ранее оно называлось "Кяпаз") было обнаружено азербайджанскими специалистами в центральной части Абшероно-Прибалханской зоны поднятий Каспийского моря, между месторождением "Азери" на северо-западе и структурой "Ливаново-западная" на юго-востоке, на стыке секторов Азербайджана и Туркменистана. После бурения поисковой скважины, осуществлявшегося с ППБУ "Шельф-3" SOCAR, которая дала первые нефть и газ, на месторождении были проведены изоляционные работы, поскольку Баку и Ашхабад обязались не осуществлять там разведку и добычу до тех пор, пока не будут согласованы вопросы раздела дна моря. Туркменистан вскоре обвинил Баку в де-факто аннексии туркменской территории и пригрозил подать в международный суд.

В 1997 году Азербайджан подписал соглашение с российскими нефтяными компаниями "Лукойл" и "Роснефть" на морской разведочный блок "Кяпаз", однако президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову в том же году удалось убедить российского президента Бориса Ельцина в необходимости отказаться от контракта по спорному "Кяпазу". Уже в 1998 году Ашхабад попробовал развить прошлогодний успех и объявил о передаче "Кяпаза" американской компании "Мобил", однако Баку потребовал от американцев, чтобы они не участвовали в разработке спорного месторождения.

Весной 2001 года произошло обострение проблемы, когда иностранные акционеры проекта "Азери-Чираг-Гюнешли" почти договорились о расширении работ за пределы этого блока месторождений и началась разработка нефтяных запасов, которые Туркменистан все еще считал своими. Одновременно вступили в решающую фазу переговоры между Туркменистаном и иностранными инвесторами об освоении морских блоков на туркменском шельфе - однако зарубежные компании предложили Ашхабаду вначале урегулировать с Баку территориальный вопрос.

Вплоть до 21 января 2021 года месторождение, имеющее более высокую, чем остальные южнокаспийские разведочные структуры, возможность открытия новых запасов нефти, не разрабатывалось. На сегодняшний день запасы месторождения "Достлуг" оцениваются в 50 млн т нефти и не менее 30 млрд кубометров газа, добыча его углеводородного сырья может начаться через 3-5 лет благодаря достижению окончательного соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном.

Авторы: Евгений Николайчук, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 22.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики