Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» и «Роснефть» делят СП-2: Путин их рассудит

«Газпром» и «Роснефть» делят СП-2: Путин их рассудит

Правительство России поддержало просьбу «Роснефти» об участии в экспорте газа в Европу.

Вице-премьер Александр Новак подготовил проект доклада для президента Владимира Путина, согласно которому «Роснефти» в качестве эксперимента разрешили поставки газа в Европу. Компания сможет поставлять 10 млрд кубометров газа в год через агентское соглашение с «Газпромом», если проект найдет поддержку Владимира Путина.

Также Новак предложил Минэнерго и Минфину рассмотреть возможные поправки в Налоговый кодекс РФ о привязке налога на добычу полезных ископаемых с экспортируемых «Роснефтью» объемов к спотовым ценам в Европе.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил «Журналистской правде», каковы шансы на одобрение инициативы «Роснефти».

«Думаю, что пока рано говорить о начале эксперимента. Было заявление, что Минэнерго не против попробовать участие «Роснефти» в экспорте газа в качестве эксперимента и через агентское соглашение с «Газпромом». Но решение будет принимать президент. Это не полномочия правительства. Подобные вещи фундаментальны для баланса сил в российских политических элитах, поэтому вопрос по «Роснефти» будет принимать президент. Предыдущие аналогичные попытки показали, что президент принимал решение не разрушать фактическую экспортную монополию «Газпрома». Сейчас шансов также не много.

«Газпром» теперь должен написать ответное письмо Путину и обозначить свою позицию, как он собирается загружать «Северный поток – 2» на полную мощность и решать проблемы с ограничениями по антимонопольному регулированию. Думаю, «Газпром» будет указывать на то, что продолжаются суды, и пока он добивается от Европы признания «Северного потока – 2» завершенным проектом к маю 2019 года. Европой и Германией, в частности, было обозначено, что под новую корректировку газовой директивы ЕС не попадают газопроводы, которые были завершены к маю 2019 года. Таким образом, «Северный поток – 1» был выведен из-под регулирования. «Газпром» теперь доказывает, что «Северный поток – 2» тоже. Уже тогда было принято инвестрешение и получены все средства, а это означает, что проект завершенный, достроить его – дело техники. Пока европейские суды отказывают «Газпрому» в такой формулировке, так как считают, что построенный газопровод – это тот, который можно эксплуатировать. Путин сейчас будет спрашивать у Миллера, как они планируют загрузить газопровод: вот «Роснефть» предлагает 10 млрд. кубометров газа запустить, а что ваша компания предлагает, каков ваш вариант? «Газпром» должен дать ответ, как собирается действовать, если в судах не удастся доказать, что газопровод был завершенным к 2019 году.

Основной аргумент «Роснефти», что государство больше денег заработает с повышенного НДПИ. «Газпром» правильно указывает на то, что «Роснефть» готова платить повышенный НДПИ, потому что сейчас цена на газ высокая, а если в следующем году цена за 1000 кубометров будет 150-200 долларов? Или в этом случае они будут платить пониженный НДПИ?

На НДПИ влияет экспортная цена на газ, а не спотовая. Для Минфина сложно будет считать компании по разным НДПИ. Так нельзя, это противоречит основным принципам налогообложения в стране, которые должны быть едиными для всех. Ориентироваться на спотовые рынки не совсем релевантно, так как на споте цена одна, а экспортируется газ по другой. Спотовая торговля в дальнейшем отражается на экспортной цене «Газпрома», но не полностью ее копирует, поэтому привязывать НДПИ к споту нельзя. Нужно учитывать стоимость реального экспорта. Думаю, что мало шансов на подобные изменения в нашем налогообложении».

Источник: Журналистская правда, 22.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики