Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Европа планирует ввести углеродный налог для иностранных поставщиков. В ответ Москва планирует ввести свой вариант, чтобы деньги экспортеров оставались в России. Эксперты считают, что правительство пошло по хорошему, но рискованному пути.

Российское правительство планирует разработать аналог углеродного налога, который планируют вводить для импортеров в Европе. Как сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника, подготовка механизма российского варианта займет год-полтора, и его хотят запустить раньше, чем Евросоюз.

Идея состоит в том, чтобы российские экспортеры платили налог не странам ЕС, а в бюджет собственного государства. «По словам источников, ключевая задача — подготовить национальное регулирование, достичь его признания на международном уровне и добиться зачета платежей за выбросы CO2 в России европейской системой углеродного контроля», — пишут «Ведомости».

В середине лета Еврокомиссия разработала проект Механизма пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM). Он предполагает, что поставщики стали, труб, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии будут платить трансграничный углеродный налог. Это будет выглядеть в виде покупок сертификатов, как сейчас продаются квоты на выбросы СО2 в Европе. Сейчас они торгуются на уровне 60 евро за тонну углерода, и их обязаны покупать в Европе, например, вредные производства, в том числе угольная генерация. Введение налога планируют начать в 2023 году, а в полную силу он заработает в 2026-м.

В российском правительстве рассматривают три варианта налога. Первый предполагает, что производители будут платить за превышение выбросов по установленным значениям. Второй — в стране введут торговлю квотами на выбросы СО2. Третий вариант — это комбинация первых двух. Правительство еще не решило, распространять ли налог только на экспортеров, которые подпадут под европейское регулирование, или на всех производителей, отмечают «Ведомости».

«Главный вопрос состоит в том, чтобы Европа признала наш углеродный налог и не заставляла российских экспортеров платить его дважды. Такая опция предусмотрена в рамках Парижского соглашения о климате. Но гарантий пока никаких нет», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его словам, на практике никто пока не понимает, как это все будет работать и как согласовывать углеродный налог.

«Европейцы, например, считают выбросы парниковых газов по отдельным группам товаров на основании данных своих производителей и для импортеров планируют применять такую же длину углеродного следа», — замечает эксперт.

В России считают справедливым учитывать поглощающую роль лесов и акваторий страны, но согласится ли на это ЕС, неизвестно.

Ведущий аналитик ФНЭБ считает, что риск для России может быть в разнице показателей и желании помочь производителям. «Если мы заявим об эффективном производстве и малых выбросах, а сборы будут небольшими, то мы рискуем подорвать доверие и к системе подсчета, и к взиманию углеродного налога», — говорит Игорь Юшков. По его мнению, европейцы никогда не согласятся и с тем, если правительство будет помогать экспортерам и перераспределять между ними в том или ином виде полученные сборы.

Как сообщало EADaily, углеродный налог в Европе сильнее всего ударит по поставщикам из России и меньше всего — по американским, подсчитали в исследовательских экологических центрах E3G и Sandbag.

«Из шести основных европейских торговых партнеров импортные товары из России будут нести самые высокие затраты по CBAM. Сборы за импорт США будут незначительными», — заявили в E3G и Sandbag. По их расчетам, чистые затраты по CBAM для американских экспортеров составят 10 млн евро в 2026 году и 25 млн евро в 2035 году.

«Импортные товары из России столкнутся с наибольшими сборами CBAM. В начале они будут относительно низкими, 442 млн евро в 2026 году, но потом постепенно увеличатся до 1,9 млрд евро в 2035 году. Большая часть этих сборов будет взиматься с продукции черной металлургии и за удобрения», — в центрах замечали, что сумма все равно будет небольшой, так как общий импорт товаров из России в Европу составил, например, в 2019 году 91,4 млрд евро.

Судя по расчетам E3G и Sandbag, вместе с Россией самыми крупными плательщиками углеродного налога в ЕС в 2035 году станут Украина и Турция (870 млн евро и 824 млн евро). А вот Китай заплатит в ныне предлагаемых условиях лишь 484 млн евро.

Источник: EADaily, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики