Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Готовимся к саботажу. Поляков допустили к сертификации Nord Stream 2 AG

Готовимся к саботажу. Поляков допустили к сертификации Nord Stream 2 AG

Поляки получили шанс навредить "Северному потоку-2"

Две польские компании — PGNiG и ее дочка PST — будут участвовать в процессе сертификации оператора газопровода "Северный поток-2", швейцарской компании Nord Stream 2 AG. Поляки не скрывают, что будут стараться не допустить сертификации. Чем они реально могут помешать процессу и как это отразится на европейском газовом рынке, разбирался "Прайм".

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG добилась права участвовать в процедуре сертификации оператора газопровода "Северный поток-2" Nord Stream 2 AG. Мало того, Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA) допустило к участию в сертификации не только саму PGNiG, но и ее дочку в Германии PGNiG Supply & Trading GmbH (PST), сообщила польская госкомпания на своем сайте.

В результате PGNiG и PST получат доступ ко всем сертификационным документам, представленным оператором "Северного потока-2", и смогут при необходимости оспаривать результат сертификации в Европейской комиссии или в судах Европейского Союза.

В начале сентября Федеральное сетевое агентство ФРГ получило документы на сертификацию Nord Stream 2 AG как независимого газотранспортного оператора и в течение четырех месяцев должно представить проект соответствующего решения. Поляки потребовали участия в сертификации в качестве независимых газотранспортных операторов, но при этом открыто заявляют, что будут всеми силами препятствовать положительному решению германского регулятора.

"Мы будем последовательно доказывать, что компания Nord Stream 2 AG не соответствует по форме и существу требованиям к оператору трубопровода, в частности тем, что касаются безопасности поставок и корпоративной структуры компании, — заявил президент PGNiG Павел Маевский. — В процессе сертификации мы также будем стремиться к тому, чтобы владелец "Северного потока-2" не смог избежать выполнения требований о разделении бизнеса, об обеспечении доступа к газопроводу третьих сторон и о прозрачности тарифов, которые будут учитывать стоимость всего трубопровода".

Как отмечает немецкий еженедельник Die Zeit, по мнению поляков, Nord Stream 2 AG, стопроцентно принадлежащая "Газпрому", не будет независимой и не должна становиться оператором "Северного потока-2". А без оператора не будет и прокачки газа, добавляет издание.

ПРОЩЕ СОГЛАСИТЬСЯ

"Эта ситуация поразительна: в процесс сертификации допущена компания, которая открыто говорит о том, что по политическим мотивам хочет сорвать проект", — отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Я думаю, что немцы просто не могли отказать полякам, — объясняет заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Во-первых, это обычная практика регулирования в Европе: выносить вопросы на обсуждение с заинтересованными сторонами. А здесь поляки проявляли не только заинтересованность, но и настойчивость. То, что это явно злонамеренные действия, ничего не меняет".

Во-вторых, отказ повлек бы еще одно судебное разбирательство. "Оно и так неизбежно в случае благоприятного решения немецкого регулятора по сертификации, но лишняя тяжба по процедурным вопросам была, вероятно, признана немцами нецелесообразной, — говорит эксперт. — Кроме того, учет мнения поляков на стадии сертификации может помочь немецкому регулятору позже отстаивать свою позицию в судебных инстанциях.

Глава PGNiG Маевский считает, что у поляков есть хорошие шансы надолго задержать запуск трубопровода. "Последствия нашего участия в деле "Северный поток-2" пока показывают, что мы можем эффективно отстаивать наши аргументы", — отметил глава PGNiG, напомнив, что в августе Высший земельный суд Дюссельдорфа отказался освободить "Северный поток-2" от норм газовой директивы ЕС. "Суд согласился с аргументами, выдвинутыми PGNiG SA и PST GmbH", — напомнил он.

Поляки тогда апеллировали к принципу энергетической солидарности, согласно которому энергетические проекты в одних странах ЕС (в данном случае — в Германии) не должны наносить ущерба другим членам Евросоюза. Высший земельный суд Дюссельдорфа согласился с этим доводом, а теперь PGNiG собирается использовать его решение как прецедент в борьбе против сертификации Nord Stream 2 AG.

Российские эксперты сомневаются, что поляки гарантированно добьются успеха. "По большому счету, возможности Польши по противодействию "Северному потоку-2" в данном случае зависят от того, насколько правильно "Газпром" собрал документы для сертификации, — указывает Игорь Юшков. — Если все бумаги соответствуют требованиям европейского законодательства, то Польша ничего сделать с газопроводом не сможет".

Эксперт также указывает, что пока не совсем понятно, в каком статусе польская компания подключилась к процессу сертификации, а именно от этого зависят возможности Польши для затягивания процесса. "Нужно дождаться информации от немецкого регулятора, потому что сама новость о том, что польская компания допущена до процесса сертификации, появилась на сайте самой PGNiG, а не от немецких официальных органов", — напоминает Игорь Юшков.

НЕ СОРВАТЬ, ТАК ЗАТЯНУТЬ

Сорвать строительство "Северного потока-2" противникам газопровода не удалось, так что теперь они перешли к тактике максимального затягивания его пуска в работу. Чтобы, как выразился депутат Европарламента от фракции "зеленых" Райнхард Бютикофер, превратить проект в "инвестиционную руину". "Если до начала поставок по "Северному потоку-2", которые уже отложены почти на два года, пройдет еще много времени, это действительно может обернуться финансовым крахом проекта", — мечтает польское интернет-издание BiznesAlert.

Не собираются успокаиваться и американцы. На этой неделе в Конгресс США внесен проект оборонного бюджета на будущий год, в одном пакете с которым идут уже ставшие традиционными предложения о новых санкциях против "Северного потока — 2"с целью предотвратить его запуск в работу. Законопроект номер NDAA 2022 возлагает на президента США обязанность ввести санкции в отношении компаний и физических лиц, участвовавших в проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию трубопровода.

Авторы документа также требуют, чтобы Белый дом определил, заслуживают ли личных санкций российские чиновники, причастные к строительству "Северного потока-2", включая топ-менеджеров "Роснефти" и "Газпрома". Помимо этого, законодатели требуют от Пентагона и Госдепартамента предоставить отчет о финансовых выгодах, которые получит Россия от запуска нового газопровода и угрозах безопасности, которые он представляет для Украины и союзников США по НАТО.

При этом борцы с "Северным потоком-2" начисто игнорируют тот факт, что чем позже новый газопровод вступит в действие, тем дольше в Европе будут сохраняться высокие цены на газ, поскольку желающих увеличить поставки топлива в Старый свет что-то не появляется. Напротив, по оценкам Citigroup, экспортеры сжиженного газа за полгода снизили поставки в Европу вдвое: с 321 млн кубометров в сутки в апреле до 171 млн в сентябре.

Даже такой ветеран борьбы с "Газпромом", как главный редактор портала BiznesAlert Войцех Якубик, вынужден был признать в своей статье: европейские цены на газ растут потому, что "новый игрок в ковбойской шляпе не торопится увеличивать поставки СПГ в Европу, хотя обладает огромными запасами сланцевого газа".

Впрочем, министр энергетики США Дженнифер Гренхолм выступила в среду с громким заявлением. "Вы будете иметь адекватные и доступные поставки газа этой зимой", — пообещала она европейцам. Однако, как выяснилось, речь идет совсем не о том, что американские производители СПГ готовы перенаправить свою продукцию с премиальных азиатских рынков на менее прибыльный европейский. Вашингтон всего лишь намерен "держать взгляд на проблемах любых манипуляций с ценами на газ". То есть, просто требовать увеличения поставок в Европу от "Газпрома".

Автор: Максим Рубченко

Источник: ПРАЙМ, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики