Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полезли в трубу: Польше разрешили мешать «Северному потоку — 2»

Полезли в трубу: Польше разрешили мешать «Северному потоку — 2»

Поляки вновь становятся между Москвой и Берлином

Германия позволила Польше участвовать в сертификации газопровода «Северный поток — 2». Решение уникальное, учитывая открытое стремление поляков помешать реализации проекта. В Варшаве тут же заявили, что так просто процедуру СП-2 не пройдёт. Эксперты считают, что Польша будет пытаться всячески затормозить сертификацию. О причинах — в материале NEWS.ru.

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG получила право участвовать в сертификации оператора газопровода «Северный поток — 2» (СП-2). Об этом компания сообщила накануне, 22 сентября. 

"Федеральное сетевое агентство Германии предоставило компании PGNiG и её немецкому филиалу PGNiG Supply & Trading GmbH возможность участия в процедурах сертификации «Северного потока — 2»", — говорится в сообщении PGNiG. 

В PGNiG считают, что Nord Stream 2 AG (оператор СП-2) не соответствует формальным требованиям для сертификации по льготной модели независимого оператора передачи (ITO) и что «положительное решение Федерального сетевого агентства поставит под угрозу безопасность поставок в ЕС и государства-члены».

PGNiG намерена добиваться соблюдения ряда требований от компании Nord Stream 2 AG. Об этом завил глава компании Павел Маевский, слова которого также приводятся в сообщении. Речь, в частности, идёт о разделении собственности, доступе третьих лиц и прозрачных тарифах, учитывающих стоимость всего «Северного потока — 2», которые, как считают в Польше, игнорирует оператор газопровода.

Ввод трубопровода в эксплуатацию до получения окончательного решения о сертификации будет являться нарушением законодательства Германии и ЕС, напомнили в польской компании.

"Работа без окончательного решения о сертификации приведёт к дискриминации других энергетических компаний и искажению конкуренции на внутреннем рынке газа", — отмечается в заявлении.

По этой причине польские компании обещают использовать все правовые механизмы для противодействия этому.

На руку Варшаве играют и заявления, подобные тому, что сделала кандидат в канцлеры ФРГ Анналена Бербок. Последняя обвинила Россию в завышении цен на газ и сдерживании поставок. Политик опасается, что теперь Германия может поплатиться за поддержку проекта. Бербок убеждена: сейчас Берлин пытаются шантажировать. Так или иначе, но на фоне подобных высказываний у поляков гораздо больше шансов помешать окончательной легализации проекта.

И польские власти не скрывают, что их открытая неприязнь к «Северного потоку — 2» носит политический характер. На днях глава польского правительства Матеуш Моравецкий признался, что «очень плохо» оценивает «этот российского-германский проект», считая его «стратегической ошибкой». В качестве доказательств тому он привёл рост цен на газ в Европе. Каким образом СП-2 провоцирует подорожание голубого топлива, остаётся загадкой, ведь строить газопровод начали тогда, когда о цене на газ выше 900 долларов крупнейшие поставщики могли разве что мечтать. Да Польше и не хочется вдаваться в тонкости функционирования газового рынка. «Северный поток — 2» — это плохо, и точка.

В этом смысле решение Федерального сетевого агентства Германии разрешить Польше участвовать в сертификации «Северного потока — 2» можно считать уникальным. Впрочем, у немецкого регулятора не было другого выбора, объяснил NEWS.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, если какая-то компания подаёт заявку на участие в сертификации, предоставляя все необходимые и требуемые законом документы, ей не имеют права отказать.

"Процедура участия в сертификации подразумевает, что её участники заинтересованы в реализации проекта. А здесь мы наблюдаем уникальный случай. Польская компания готова заниматься откровенным саботажем и открыто об этом говорит. Она добилась участия в сертификации, чтобы проекту помешать, найти там какие-то изъяны. Напротив, в успешной сертификации заинтересован и немецкий регулятор, и российской «Газпром». В этом смысле сторонники проекта имеют определённый перевес", - Игорь Юшков, аналитик Фонда национальной энергобезопасности. 

Если все документы, который «Газпром» передал для сертификации, в порядке, то «подкопаться» к ним будет крайне сложно, считает эксперт. Не исключено, что как таковой конечной цели у Польши и нет. Она лишь пытается продемонстрировать свою политическую лояльность Соединённым Штатам.

Для Варшавы может быть важнее не остановить «Северный поток — 2», а добиться, чтобы США считали Польшу своим основным союзником в Европе, отметил Игорь Юшков.

Хотя самой Польше выгодно, чтобы «Северный поток — 2» был как можно быстрее запущен, добавил эксперт. Дело в том, что Польша даже в контракте с «Газпромом» имеет привязку к стоимости газа на спотовых рынках. Чем выше спотовые цены, тем больше ей приходится платить за российский газ.

Контракт с Польшей до пересмотра в 2020 году оставался одним из «старых» контрактов «Газпрома», где сохранялась привязка к цене на нефть, напомнил NEWS.ru аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов.

"Если бы пересмотра к цене хаба не было, то Польша сегодня платила бы за российский газ в три раза меньше текущих котировок на европейском рынке", — пояснил эксперт.

По мнению Капитонова, запуск «Северного потока — 2» охладит европейский рынок газа, снизив цены на голубое топливо. Понимают ли это в Польше? Скорее всего, да. Проблема в том, что политика зачастую превалирует над экономикой, как, впрочем, и над здравым смыслом.

Автор: Наталья Петрова

Источник: NEWS.ru, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики