Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост налогов в металлургии может снизить экспорт угля

Рост налогов в металлургии может снизить экспорт угля

Налоговая реформа в металлургии увеличит себестоимость добычи коксующегося угля, применяемого для выплавки чугуна и стали. Именно коксующийся уголь имеет наибольшие перспективы остаться востребованными на мировом рынке даже в случае окончательной победы "зеленой" повестки в мире и повсеместного отказа от ископаемого топлива. Достойных и рентабельных альтернатив ему в металлургии пока не найдено, и поэтому у него сохраняется высокий экспортный потенциал. Цена коксующего угля значительно выше бурого или энергетического углей, используемых как топливо для электростанций.

В планах Минфина получить в результате всей реформы налогообложения металлургии, горнодобывающей отрасли и производителей удобрений в 2022-2024 гг. более 0,5 трлн руб. В ведомстве на запрос "РГ" не ответили, но, по данным РБК, на черную металлургию и производителей коксующегося угля из этой суммы ежегодно придется около 130 млрд рублей ежегодно.

Причины повышения налоговой нагрузки понятны, в 2021 году стремительно выросли цены на чугун, сталь и уголь. Отечественные компании в этих отраслях все частные, в бюджет идут только фискальные сборы, а налогообложение не привязано к мировым ценам. В результате государство недополучает доходы. Весной этого года первый вице-премьер Андрей Белоусов говорил о том, что бюджет от металлургических предприятий недополучил около 100 млрд рублей. Ситуацию решили исправить, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязать к мировым ценам, дифференцировать налог на прибыль относительно ее объемов и ввести акциз на сталь. Угольщиков коснулись только два первых нововведения.

На фоне мировой цены на коксующийся уголь, достигшей максимума за десятилетний период (например, австралийский уголь сейчас котируется на уровне, превышающем 500 долл. за тонну), действующая величина НДПИ в России составляет доли процента от цены, отмечает замглавы направления "Экономика отраслей ТЭК" ЦСР Сергей Колобанов. По его мнению, планируемое повышение НДПИ до величины 1,5% от мировой цены даже в ситуации низких цен (ниже 100 долл. за тонну) увеличит размер НДПИ для коксующегося угля незначительно и почти не повлияет на его конкурентоспособность на внешнем рынке.

С этим согласен аналитик "Финам" Алексей Калачев. Конечно, рост налоговой нагрузки не пройдет бесследно для экономики предприятий, но при текущей рыночной конъюнктуре никак не может поставить производителей на грань разорения, считает он. К тому же рассматривается вариант с плавающей ставкой НДПИ, величина которой также будет коррелировать с ценами, уточнил эксперт.

Рост налоговой нагрузки не пройдет бесследно для предприятий, но не поставит их на грань разорения

Здесь, впрочем, есть несколько нюансов. Доля коксующегося угля из России в общих объемах угольного экспорта составляет чуть менее 14% (в 2020 году 29,1 млн тонн из 212,2 млн тонн, на 12,4 млрд долл.), но она ежегодно увеличивается. При этом качество нашего угля ниже, чем у мирового лидера по его производству - Австралии. К тому же стоимость доставки угля до потребителей из Австралии минимум в 2 раза ниже, чем из России. Это связано с тем, что основные угольные бассейны расположены внутри континента, а в Австралии на побережье или недалеко от него.

В 2021 году Китай (крупнейший мировой производитель стали, 53% мирового производства) прекратил закупать австралийский уголь по политическим причинам и перешел на коксующийся уголь из США, Монголии и Канады. С этими странами у России конкуренция по ценам очень жесткая, а по стоимости доставки мы им также проигрываем. Пока нарастить экспорт в Китай нам не позволяют инфраструктурные ограничения, но реконструкция Байкало-Амурской магистрали идет, а увеличивать объемы экспорта угля Россия планирует именно в восточном направлении. В этой ситуации любой, даже незначительный рост себестоимости добычи может оказаться решающим.

С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, запланированная реформа во многом справедливая, например, нефтяники платят в разы больше угольных компаний, но сам НДПИ устарел. Его повышение влияет на запуск новых проектов и инвестиции. Если продолжать аналогию с нефтянкой, то разумнее было бы ввести для угольной отрасли аналог налога на дополнительный доход (НДД), который рассчитывается от прибыли предприятий. Он оказывает меньшее негативное воздействие на рентабельность производство и конкурентоспособность продукции, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики