|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия слишком быстро бросились в объятия Турции, не просчитав политических рисков Россия слишком быстро бросились в объятия Турции, не просчитав политических рисковИнтервью генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности России Константина Симонова информагентству АрмИнфо — Г-н Симонов, как Вы оцениваете энергетическую политику России по отношению к Южному Кавказу в целом, и Армении, в частности? — Ситуация в каждой из стран региона разная, поэтому говорить о единой энергетической политике России по отношению к Армении и Азербайджану не приходится. Будем откровенны: интерес к Азербайджану в этой сфере намного выше, чем к Армении, по той простой причине, что там есть углеводороды, которые выходят на европейский рынок или планируется их выход на европейский рынок, что создает серьезные неприятности Москве. На сегодняшний день так получилось, что Азербайджан является единственной реальной ресурсной базой для поставок трубопроводного газа в Европу, помимо уже существующих поставщиков. Если мы говорим о новом газе, то Иран и Ирак отсечены от Европы по политическим мотивам. Туркменистан отсечен по причине нерешенности правового статуса Каспия, невозможности проложить там трубу, не нарушая международных норм. Соответственно, получается, остается только Азербайджан, вокруг которого начинаются серьезные пляски. Три крупных трубопроводных проекта уже заявлены как претенденты на газ со второй очереди — А возможен ли вариант, по которому Баку взамен своего газа начнет просить у Москвы политические дивиденды, вместо финансовых, в частности, по вопросу Карабаха? — Это другой вопрос. Пока мы такого не видим, но гипотетически этого исключать нельзя. Что будет делать Россия в этой ситуации? Понятно, что пока Москва пытается финансовыми мерами перебить предложения своих конкурентов, но все зависит от того, какую политику здесь будет занимать Азербайджан. — Мы не коснулись политики по отношению к Армении… — Что касается Армении, то известно, что республика не является производителем углеводородов, у нее нет таких запасов. Что же касается поставок российского газа в Армению или генерации электроэнергии, или российских компаний, то у Москвы традиционно была стратегия, по которой она старалась всегда финансово присутствовать в крупных проектах. Но мы знаем, что «Газпром» является акционером газопроводной системы Армении, во многих проектах электростанций Россия также участвует как инвестор. В принципе, Москва на территории Армении не имеет проблем в энергетическом секторе, потому что Россия является собственником практически всех серьезных проектов на территории республики. Здесь возникает другой вопрос: а что будет дальше? Потому что сейчас уже речь идет о серьезном профиците в генерации электроэнергии, по большому счету идет достройка нескольких гидростанций, и встает вопрос, а что мы будем делать дальше? Что касается АЭС, то я ознакомился с энергетическим балансом Армении и увидел, что есть вопросы относительно того, а нужна ли эта станция с точки зрения вопроса, а куда пристраивать эту электроэнергию? Я полагаю, что если Армения не будет развивать собственное производство, и если спрос в Армении не будет расти, то возникает вопрос: а зачем нам реализовывать все новые и новые проекты в этой сфере. Может быть сначала лучше подтягивать производство и создавать спрос на эту электроэнергию. Действительно Армения оказалась в ситуации профицита энергетических мощностей, что достаточно редкое явление в современном мире, это огромный плюс, но возникает вопрос как этот плюс использовать. Что касается проектов превращения Армении в транзитную страну, то я отношусь к этой идее крайне скептически. Есть вопрос о транзите газа из Ирана в Россию. Но этот газ России просто не нужен, там существует небольшая труба, но говорить о том, что там появиться полноценный транзитный коридор на сегодняшний день не приходится. Как я уже сказал, здесь сложился достаточно редкий в мировой практике случай. Обычно страны испытывают дефицит электроэнергии, а Армения испытывает профицит. Надо развивать экономику, создавать реальный спрос на ту электроэнергию, которая генерируется в Армении. — Буквально на днях Грузия и Азербайджан подписали меморандум о дальнейшем развитии связей между энергосистемами двух стран с целью создания энергомоста с Турцией. Не поставит ли этот проект Армению в энергоизоляцию? — Что касается идеи о превращении Армении в экспортера электроэнергии, то тут все упирается в политические моменты. С Ираном у Армении нулевой баланс, так как там идут взаимные поставки, и Армению нельзя назвать чистым экспортером электроэнергии. Что касается Азербайджана, ему, по большому счету, эта электроэнергия не нужна. У Грузии также существует канал получения углеводородов, поэтому я не думаю, что это реалистично. Про политику я вообще умолчу. Я думаю, что эта интеграция энергосистем она и Грузии с Азербайджаном то особо не нужна. Просто это такой политический шаг, который показывает приближение этих стран к Турции, потому что Анкара делает очень большую ставку на транзит углеводородов из Азербайджана через Грузию в Турцию, особенно газа, что превращает Турцию в некий серьезный газовый «хап». То есть Турция, по большому счету, превращается во вторую Украину, через которую идут фактически все крупные альтернативные России газопроводы. Это должно очень резко повысить статус Анкары, поэтому естественно, что Турция всячески пытается этот коридор развивать и активно стимулировать Европу. Так несколько дней назад премьер Эрдоган прямо выступил с критикой Европы, которая не строит газопровод NABUCCO. Турция заинтересована в том, чтобы эти трубы там появились, поэтому, конечно, коридор Азербайджан — Грузия — Турция для Анкары очень важен и она готова заявлять об интеграции этих энергосистем и так далее. Но по большому счету, что там интегрировать? Я не думаю, что это — В ходе визита российского лидера в Ереван было подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве новых энергоблоков АЭС на территории Армении. В чем, на Ваш взгляд, заключается реальный интерес российской стороны в этом вопросе? — Россия сейчас вообще очень активно поддерживает проекты строительства атомных станций. Завершен проект строительства Бушерской атомной электростанции в Иране, обсуждаются проекты в Турции, Болгарии, строятся атомные станции в Китае. Предложений очень много, практически каждую неделю приходят новости о том, что «Росатом» ведет с — Мы уже коснулись слегка сотрудничества Москвы и Анкары в сфере энергетики, давайте продолжим развивать эту тему. Как Вы оцениваете это партнерство, учитывая, что Турция и Россия в последнее время заключили ряд крупных договоренностей в области энергетики, однако, вместе с тем, Турция открыто лоббирует антироссийские проекты, в том числе и NABUCCO? — Действительно в последнее время наблюдается тесная дружба Москвы и Анкары, и я являюсь одним из активных критиков такой политики. Я считаю, что мы слишком быстро бросились в объятия Турции, не просчитав кроящихся за этим серьезных политических рисков. Ну, причина этого ясна. Россия намерена построить газопровод «Южный поток». — Прямого конкурента NABUCCO… — Ну, я бы сказал, что, скорее это NABUCCO прямой конкурент «Южного потока». У Москвы два варианта. Либо строить через морскую территорию Украины, но там нет смысла менять одну сухопутную трубу на морскую. Поэтому сейчас возникла идея строить ее через территорию Турции. И Анкара понимает, что тут из Москвы надо выкачивать максимум дивидендов. И это уже началось. Россия отказалась от проекта «Голубой поток — 2», который должен был по требованию Турции идти в Израиль. Хотя в этом проекте и не было особого смысла, тем не менее, здесь совершенно четко видна просьба Турции и согласие России. Мы сейчас согласились на строительство нефтепровода «Самсун — Джейхан», что для России является крайне странным решением. В свое время Турция шантажировала Россию Босфором и Дарданеллами, говоря о том, что там нет возможности пропускать танкера с нашей нефтью, про экологические риски, и так далее. Сначала Турция говорила, «у нас нет места в проливах». Тогда Россия предложила построить трубу, на что турки также ответили отказом. То есть Турция сделала все, чтобы постоянно держать Москву за горло через эти проливы. Поэтому возникла идея трубопровода «Бургас — Александрополус», который связал бы Черное море со Средиземным через Болгарию и Грецию без Турции. А теперь Анкара предлагает нам построить альтернативную трубу, минуя выход из Черного моря в Средиземное, но через территорию Турции, и Россия соглашается с этим. Я считаю, что это крайне непродуманное решение, так как идея была наоборот, минимизировать транзит через Турцию, чтобы лишить ее политического козыря, а мы, наоборот, согласились вложить 2 млрд. долларов в крайне странный проект. Поэтому я вижу, что сотрудничество активизируется и Турция, в принципе, превратилась в одного из крупнейших потребителей российского газа в Европе. По сути, в Европе, если брать Европу плюс Турцию, то Анкара уже фактически, третий потребитель российского газа. Но, несмотря на это, я думаю, что мы слишком увлекаемся этим сотрудничеством. Но все это может быть и пересмотрено. И здесь очень многое зависит от Украины. Потому что сейчас сотрудничество с Турцией мотивировано не столько политическими моментами, сколько тем, что России надо получить согласие от Анкары на строительство «Южного потока». Турция всячески тянет этот вопрос, сейчас перенесла это обсуждение на ноябрь, хотя технически решение есть и там не с чем тянуть. Понятно, что Эрдоган сознательно затягивает решение этого вопроса. Но сейчас есть шанс, что Украина согласится передать — На Ваш взгляд, насколько реально участие российской стороны в строительстве нефтепровода Иран — Армения? — Я не думаю, что Россия будет участвовать в этом проекте, так как я не совсем понимаю, какой здесь может быть у Москвы экономический интерес. Да, Россия изъявляла интерес к этому проекту, но я немного скептически оцениваю такого рода перспективы. — Константин Васильевич, в своих интервью Вы достаточно пессимистично оценивали перспективы разрешения карабахского вопроса мирным путем. Ваше мнение остается неизменным? — Мое мнение не то, чтобы пессимистичное, просто я пытаюсь реально посмотреть на ситуацию, а она выглядит достаточно простой. У Азербайджана есть серьезный аргумент. Баку резко нарастил добычу нефти, уже запущены два крупных газовых проекта — — Как в контекст вышесказанного вписывается продление сроков пребывания в Армении российской военной базы? Можно ли считать ее неким гарантом по недопущению новой войны на Южном Кавказе? — Безусловно, мы все понимаем, и будем откровенны: если бы военного присутствия России в Армении не было, война в Карабахе уже давно бы началась. Безусловно, пролонгация сроков российской военной базы в Гюмри окажет свое влияние на текущие процессы. Я не говорю, что война обязательно должна начаться завтра, но, опять же повторюсь, у Баку есть примерно 10 лет, чтобы эту проблему решить. И чем ближе будет 2020 год, тем больше будет желание это дело сделать. Да сейчас очевидно, что продление сроков российской военной базы является серьезным аргументом в пользу того, чтобы эта война завтра не началась, и это важно и значимо. — В случае начала боевых действий в регионе Россия окажется между двух огней — с одной стороны ее стратегический союзник и член ОДКБ, с другой — крупный экономический партнер… — Абсолютно верно. Здесь ситуация для Москвы будет крайне неприятной: на одной чаше весов — близкая нам в культурном и политическом плане Армения, а на другой — далекая в политическом плане, но наш вынужденный экономический партнер, потому что, как ни крути, но тему азербайджанского газа мы обойти не можем. Выбор крайне сложный, и я Автор: Арам Араратян Источник: ArnInfo.ihfo, |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|