Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика опять может повлиять на "Северный поток-2"

Политика опять может повлиять на "Северный поток-2"

Итоги выборов в Германии и новый виток санкционной активности в США могут затронуть "Северный поток-2". Помешать работе уже построенного газопровода едва ли получится, но задержать запуск, втянув в новые судебные разбирательства и препятствуя его сертификации, вполне по силам его противникам.

В США Палата представителей одобрила оборонный бюджет, предусматривающий введение новых ограничений против организаций и лиц, причастных к строительству и работе "Северного потока-2". Им могут запретить вести бизнес в США и заморозить американские активы. Для европейских компаний, это достаточно серьезная угроза, но едва ли выполнимая.

Оборонный бюджет США еще должен быть одобрен Сенатом, после чего согласован обеими палатами Конгресса и подписан президентом страны Джо Байденом, который ранее заявил о бесперспективности дальнейших санкций против "Северного потока-2". Процесс не быстрый, может затянуться до конца года, опоздав к запуску газопровода. К тому же введение таких ограничений нарушит договоренности США с Германией и может сильно испортить и так не лучшие сейчас отношения с другими европейскими странами. В проекте участвуют крупнейшие энергетические компании из Германии, Австрии, Великобритании, Франции и Нидерландов, и рестрикции против них автоматически окажутся санкциями против экономик этих стран.

США могут ввести новые санкции, но так как проект практически завершен, его вряд ли получится развернуть вспять, хотя новые задержки в его реализации возможны, считает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов.

Новые санкции против "Северного потока-2" создадут проблемы только газовому рынку Европы, который и так находится не в лучшем состоянии, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Подземные хранилища газа в Европе оказались полупустыми, хотя отопительный сезон начнется уже через две недели, а цены на газ превысили все возможные максимумы за всю историю торгов.

Европа нуждается в российском газе и не будет мешать запуску газопровода

Но даже с учетом заинтересованности Европы в российском газе более реальную угрозу для "Северного потока-2" представляют результаты выборов в Германии. Несмотря на победу социал-демократов, в целом поддерживающих российский проект, с оговорками о необходимости продолжения транзита через Украину, в новом правительстве страны вырастет доля "Зеленых", которые не скрывают своего отрицательного отношения к газопроводу из России. Если представители "Зеленых" займут важные посты в экономическом блоке нового правительства, то возможны задержки с запуском газопровода. С точки зрения Гривача, "Зеленые" уже в процессе избирательной кампании растеряли прилично. Немцам не очень нравятся высокие цены на энергию, и сейчас люди понимают, что еще более радикальный подход может принести еще больше неприятных сюрпризов. Также против "Зеленых" сыграли активные призывы заблокировать "Северный поток-2", который большинство избирателей поддерживают, отмечает эксперт.

По мнению Суверова, сейчас европейцам очень нужны дополнительные объемы газа, и они не будут вставлять палки в колеса проекта.

За нашу страну здесь опять играет время. Первое заседание обновленного бундестага пройдет только 26 октября, а процесс формирования правящей коалиции, избрания нового правительства и канцлера может растянуться на несколько месяцев. Решение же по сертификации "Северного потока-2" обещают принять до 8 января 2022 года.

Тем временем

Венгрия заключила долгосрочный договор с Россией на поставки газа

Два долгосрочных договора на поставки российского газа в Венгрию были заключены 27 сентября в Будапеште. Суммарный объем контрактов - до 4,5 млрд кубометров в год, срок действия каждого - ближайшие 15 лет. Об этом сообщила пресс-служба "Газпрома".

Венгрия достаточно крупный потребитель российского газа, но 4,5 млрд кубометров покрывают лишь чуть более половины потребностей страны в российском газе. В 2020 году сюда было экспортировано из России 8,6 млрд кубометров. Значение этих контрактов не в объемах поставок, а в использовании новых маршрутов доставки газа до европейских стран, и в долгосрочных договоренностях сторон.

По словам главы российской компании Алексея Миллера, важная составляющая новых соглашений - это диверсификация маршрутов поставок газа. Уже с 1 октября Венгрия начнет получать газ через "Турецкий поток" и газопроводы Юго-Восточной Европы. Это во многом стало возможным благодаря усилиям болгарских, сербских и венгерских компаний по развитию национальных газотранспортных систем, подчеркнул Миллер.

К этому можно добавить, что еще год назад бытовало мнение, что долгосрочные контракты уходят с газового рынка, но после ценового ралли газа в этом году многие потребители не прочь перестраховаться, чтобы не переплачивать за "голубое топливо" втридорога.

Венгрия будет получать через "Турецкий поток до 3,5 млрд кубометров газа в год. Остальные объемы пойдут через Австрию и вероятнее всего будут направлены с севера - из "Северного потока" или газопровода "Ямал-Европа".

Пострадавшей стороной после заключения "Газпромом" договора с Венгрией уже объявила себя Украина. Об это заявил глава компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макагон. Но это не соответствует действительности. У России с Украиной договор на прокачку определенных объемов газа, до 2025 года - 40 млрд кубометров в год. Контракт заключен по принципу "бери или плати", поэтому деньги за эти объемы Украина получит в любом случае, даже если Россия не будет пользоваться мощностями украинской газотранпортной системы. Что же касается дальнейшего транзита через территорию страны, то он будет зависеть от коммерческих условий, которые Киев предложит "Газпрому". Сейчас прокачка дополнительных объемов газа через Украину обходится российской компании дороже, чем поставки по другим маршрутам, а тем более по тем, которые исключают транзитные страны. То есть "Северный поток" и "Северный поток-2".

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 27.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики