Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прямые поставки из России помогут Украине пережить газовый кризис

Прямые поставки из России помогут Украине пережить газовый кризис

Украина зарабатывает на противостоянии «Северному потоку – 2», рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинское государство переживает растущий дефицит газа и финансовые трудности из-за решения российского «Газпрома» не использовать полные мощности газотранспортной системы (ГТС) этой страны.

Контракт, который государственная украинская компания «Нафтогаз» заключила с «Газпромом», рассчитан на пять лет и предполагает прокачку в первый год 65 млрд кубометров топлива, в следующие четыре года уже по 40 млрд. Количество российская сторона могла увеличивать за счет бронирования дополнительных мощностей ГТС. Однако фактически через Украину проходит меньше голубого топлива, чем рассчитывал Киев.

Киев хранит верность принципам

Киевские власти неоднократно обсуждали опасения полной остановки транзита и отказа Москвы от использования дополнительных мощностей в четвертом квартале этого года в частности из-за скорого запуска в эксплуатацию достроенного магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию через Балтийское море. Тем не менее, «Газпром» исправно выполняет все свои обязательства в соответствии с контрактами и законами рыночной экономики.

При этом руководство страны занимает довольно не прагматичную позицию. По словам бывшего министра экономики страны Виктора Суслова, стоит задуматься, почему Киев подписал договор с Москвой якобы на невыгодных условиях, а также по какой причине украинская сторона избегает переговоров по изменению условий и возврату к прямым покупкам у «Газпрома». 

 

«Суслов говорит не о новом транзитном договоре, который обычно обсуждается, а о соглашении на прямую закупку у «Газпрома», потому что с 2015 года Украина не приобретает российский газ у Москвы таким образом, а покупает через европейских посредников. А за посредничество нужно платить», - комментирует эксперт Игорь Юшков.

Украина, не желающая идти на экономический контакт с Россией, приобретает голубое топливо у поставщиков из Европейского союза, рынок которого в последние недели демонстрирует резкие скачки цен.

Так, стоимость газа в ходе торгов на бирже ICE в европейском регионе впервые в истории превысила отметку 1000 долларов США за тысячу кубических метров. По состоянию на 9:45 мск 28 сентября текущего года стоимость октябрьских фьючерсов на хабе TTF в Нидерландах выросла до 1030 американских долларов за тысячу кубометров.

Цена меняется не в пользу украинцев

В экспертном сообществе отмечают, что повышение цен происходит на фоне снижения уровня запасов в подземных хранилищах стран Европейского союза из-за минувшей холодной зимы, резкого роста спроса на азиатском рынке и сокращения поставок в Европу после аварии на газпромовском заводе в Новом Уренгое.

«В новом договоре «Нафтогаза» и «Газпрома» цена транзита привязана к ценам на спотовых рынках Европы. Поэтому сейчас украинское государство очень страдает на фоне повышения стоимости на европейских биржах и удорожания импортного газа.

Предыдущий контракт, подписанный в 2009 году и действовавший десять лет, был привязан к стоимости нефти и нефтепродуктов в портах Италии. По подобным контрактам «Газпром» продает тысячу кубометров газа в среднем за 300 американских долларов, а на споте – по 900 – 1000 долларов США», - объясняет Юшков

 

Предпосылки дефицита и снижение объемов по решению российской компании, которое привело к падению экспорта по европейскому направлению ниже уровня 2019 года, также отражается на стоимости, а следом и на Украине.

«Если бы Украина покупала газ у России по контракту с нефтяной привязкой, то он обходился бы ей значительно дешевле. Вместо этого киевские власти идут к европейским спекулянтам. Например, в августе они покупали импортное голубое топливо за 427 долларов за тысячу кубометров. Сегодня цены уже превышают 600-700 долларов. Далее стоимость будет только расти, а Киев прекратит покупки.

Хуже становится от того, что киевские власти плохо подготовились к зиме и не обеспечили достаточные объемы топлива в подземных хранилищах, сославшись на нежелание тратиться на дорогой газ», - продолжил эксперт.

«Северный поток – 2» остается проблемой Киева

Происходящее на рынке в Европе компания Российской Федерации старается обернуть в свою пользу. Замешательство, в котором находятся игроки рынка, помогает «Газпрому» сосредоточиться на решении проблем, связанных с отсрочкой запуска в эксплуатацию «Северного потока – 2».

Организация Nord Stream 2 AG, выступающая оператором проекта, помогает «Газпрому» и следует нормативам третьего энергопакета. Известно, что газовая директива ЕС запрещает одной и той же компании поставлять и транспортировать газ в Европу. Поэтому решается вопрос о передачи части прав оператору. До разрешения ситуации «Газпром» сможет наполнять «Северный поток – 2» только на половину. 

 

Но этого будет достаточно, чтобы нарастить поставки на европейский рынок и удовлетворить растущий спрос потребителей в преддверии наступающей холодной зимы. При таком сценарии Киеву останется только надеяться на возвращение интереса «Газпрома» к дополнительным мощностям украинской газотранспортной системы.

Кризис в энергетической отрасли Украины становится неизбежным явлением. Это подтверждает решение местных компаний повысить тарифы на газ для корпоративных и частных потребителей с 1 октября текущего года.

Больше всех за один кубометр топлива заплатят клиенты компании «ТАС Енергія Країни» – ресурс обойдется им в 85 рублей при сегодняшней цене в 56,8 рубля. Чуть меньше возьмет организация «Київгаз Енерджи», где цена составит 82,7 рубля за кубометр, в силу того, что стоимость топлива за прошедший месяц и так поднялась на 29 рублей. Около 56 рублей за кубический метр будут платить потребители компании «Аскания Энерджи».

Положение энергетических компаний в стране остается незавидным также из-за усилившегося кризиса. Фактически страна рискует «не дожить» до следующего отопительного сезона, ранее заявляла депутат фракции Верховной рады от пропрезидентской партии «Слуга народа» Людмила Буймистер. 

 

«Все прекрасно понимают, что Киев переплачивает из-за своей политики. Одно из объяснений этому заключается в том, что часть украинских политиков и бизнесменов является собственником посреднических компаний, закупающих газ в Европе.

Государственная компания «Нафтогаз» платит деньги частным структурам, покупая российское голубое топливо у посредников. Получается, что Киев придумал схему, по которой можно государственные деньги переводить в частные, прикрываясь политическими мотивами», - пояснил эксперт.

Украина становится заложниками своей же хитрости, геополитической ситуации и меркантильных интересов. Игорь Юшков подчеркнул, что Киев зарабатывает на проблемах, рассказывая украинцам о цене независимости и свободы от Российской Федерации.

Киевским властям вместо активного противостояния проекту газопровода «Северный поток – 2» следует обратить внимание на внутренние проблемы и подкрадывающийся к энергетической отрасли необратимый кризис. Самым быстрым решением этой проблемы в экспертном сообществе считают возвращение к прямым закупкам голубого топлива у России.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики