Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тепло в Москве может стать дешевле (аудио)

Тепло в Москве может стать дешевле (аудио)

Основные игроки на московском энергетическом рынке замерли в ожидании: от того, кто станет новым мэром столицы, во многом зависит их будущее. Юрий Лужков покровительствовал «Московской объединенной энергетической компании». Но теперь, после его ухода, эксперты говорят о скором переделе рынка тепла. О том, к чему это может привести, сообщает корреспондент «Вести ФМ» Борис Бейлин.

На московском рынке теплоснабжения два ключевых игрока. Это компания «Мосэнерго», доля которой оценивается в 65%. Оставшуюся часть занимает «Московская объединенная энергетическая компания», но именно она обеспечивает теплом большую часть коммунального хозяйства. «Мосэнерго» контролируется «Газпромом». Его дочке, «Газпром энергохолдингу», принадлежит более 50% акций. Блокирующий пакет — у правительства Москвы. Город является одновременно основным акционером конкурента «Мосэнерго» — «Московской объединенной энергетической компании». Между двумя гигантами — «Газпромом» и правительством Москвы и развернулась борьба. «Газпром» как акционер «Мосэнерго», был заинтересован в тепловых сетях, однако эти сети в конечном итоге отошли компании МОЭК, то есть фактически городским властям. Во многом благодаря Юрию Лужкову. Другой спорный момент — желание «Газпрома» увеличить свою долю в «Мосэнерго», где у правительства Москвы 26% акций. По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, после ухода Лужкова ситуация на московском рынке может измениться:

«Компания „Мосэнерго“ контролирует практически 70% московского рынка. Другое дело, что Лужков всегда считал, что нужно сохранить определенную долю города в прямых продажах на рынке коммунального хозяйства. Там действительно были определенные конфликты, потому что искусственно компания поддерживалась мэром Москвы, для того чтобы она существовала и мэру было бы спокойнее. Сейчас, может быть, доля „Мосэнерго“ увеличится еще. Но, все равно, это не будет 100% монополия».

Сейчас все будет зависеть от нового мэра Москвы. По словам аналитика «Альфа-банка» Александра Корнилова, именно с ним «Газпрому» придется договариваться о доступе к тепловым сетям:

«Все упирается в политический расклад, в желание нового губернатора к развитию компании МОЭК. Если новый губернатор будет заинтересован в развитии этой компании так же, как и господин Лужков, то тогда ожидать каких-то серьезных изменений на теплоэнергетическом рынке в Москве не приходится. Однако если «Мосэнерго» и главному собственнику компании «Газпром» удастся договорится с новым губернатором, в частности о развитии теплоэнергетического рынка в Москве, то логично ожидать положительных изменений для «Мосэнерго».

В самих компаниях пока отказываются комментировать слухи о возможном переделе рынка. Между тем, вопрос — кто будет поставлять тепло столице — касается не только акционеров, но и жителей города. Дело в том, — поясняет Александр Корнилов, что теплоэнергия у «Мосэнерго» дешевле, той, что производит МОЭК:

«Действительно, у „Мосэнерго“ несколько ниже тариф на тепло, по той простой причине, что „Мосэнерго“ вырабатывает тепло на ТЭЦ. То есть, если МОЭК производит только тепло, то „Мосэнерго“ производит и тепло, и электроэнергию. Поэтому затраты при производстве тепла ниже, чем у МОЭК, которая производит тепло посредством котельных. Поэтому преобладание на рынке тепла ТЭЦ, а не котельных, должно привести в конечном итоге к снижению тарифа на тепло».

Справедливости ради надо отметить, что для снижения тарифов необходимо не только уменьшение себестоимости тепла, нужна еще реальная конкуренция. И, если передел на рынке приведет к вытеснению одного из основных игроков, у его конкурента может появиться соблазн держать цены на прежнем высоком уровне.

Источник: Вести ФМ, 12.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики