Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджанский газ для Европы становится все более российским

Азербайджанский газ для Европы становится все более российским

«Лукойл» увеличил свою долю в азербайджанском «Шах-Денизе». Скоро российской компании будет принадлежать четверть проекта по добыче газа, который с этого года поставляется в Европу.

​"Лукойл» подписал соглашение о приобретении у малайзийской компании Petronas доли в 15,5% в газовом проекте «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря.

«Сумма сделки составит $ 2,25 млрд, ее закрытие ожидается после выполнения отлагательных условий, включая согласование государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR», — сообщает «Лукойл». В результате доля российской компании в главном газовом проекте Азербайджана увеличится с 10 до 25,5%. Кроме «Лукойла», в «Шах-Денизе» участвуют британская BP (28,8%), турецкая ТРАО (19%), азербайджанская Socar (10%) и «Южный газовый коридор» (10%), который принадлежит Министерству экономики Азербайджана и Socar.

«Порядка тысячи компаний с российским капиталом, включая „Лукойл“, интегрированы в реализацию плана действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества, подписанного в 2018 году в ходе встречи глав государств — Владимира Владимировича Путина и Ильхама Гейдар оглы Алиева. Увеличение нашей доли участия в проекте „Шах-Дениз“ открывает новые возможности синергии в перспективных отраслях национальных экономик. За два с половиной десятилетия „Лукойл“ наработал колоссальный опыт на Каспии — в стратегическом для нас регионе, создав серьезную добычную и транспортную инфраструктуру», — сказал президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Проект «Шахт-Дениз» является главным проектом в Азербайджане по добыче газа. В 2020 году добыча на нем составила 18 млрд кубометров. Вторая фаза проекта должна принести рост добычи до 26 млрд кубометров. Именно «Шах-Дениз — 2» и выступает главной ресурсной базой для работы «Южного газового коридора» из Азербайджана в Европу. В этом году начались поставки в страны ЕС, и при полной загрузке газопровод будет подавать ежегодно 6 млрд кубометров в Турцию и 10 млрд в Европу.

Так как временно в этом году Турция и Азербайджан не продлевали контракт по поставкам по первой очереди «Шах-Дениза», то выпавшие объемы также направили в Европу. В этом году туда планировали поставить 5 млрд кубометров, однако в октябре экспорт уже превысил 6 млрд кубометров.

Впрочем, это еще не все приобретения частной российской нефтегазовой компании в Азербайджане. В конце сентября она объявила о вхождении в геологоразведочный проект Shallow Water Absheron Peninsula (SWAP). «Лукойл» договорился с британской BP купить у нее долю в 25%. После закрытия сделки BP останется оператором проекта с долей 25%, а 50% будут у госкомпании Socar.

«У „Лукойла“ традиционно сильные позиции на Каспии. Думаю, в данном случае они воспользовались возможностью, которая открылась в связи с желанием малайзийцев выйти из проекта. Тем более что новые запасы даются компании с трудом. А у Алекперова (президент „Лукойла“) исторические связи с азербайджанской землей», — замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

«Лукойл» уходит все больше в иностранные проекты. В России возможности развития у него ограничены. Последние лицензии на крупные месторождения достаются государственным компаниям, и «Лукойлу» все сложнее тягаться с ними в аппаратном весе. Кроме того, не исключена дальнейшая консолидация отрасли, в том числе методом недружественного поглощения. В итоге уход в иностранные проекты является фактически единственно возможной стратегией развития «Лукойла», — объясняет ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

В разных странах остаются привлекательные для инвестирования проекты, отмечает эксперт. «А отнять иностранные проекты у компании будет фактически невозможно. В случае с Азербайджаном, с одной стороны, эта страна понятна и предсказуема для Алекперова, с другой — у „Лукойла“ уже есть проекты на российском Каспии, поэтому компания может рассчитывать на синергетический эффект и свои наработки по разработке и экспорту углеводородов из каспийского региона», — считает Игорь Юшков.

Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан добавляет, что «Лукойл» получил добро и по казахским морским проектам «Хазар» и «Каламакс».

«Последние10 дней „Лукойл“ ведет экспансию по всему Каспийскому фронту. Думаю, что российская компания на этом точку не ставит: ее главная цель — стать оператором разработки азербайджано-туркменского месторождения „Достлуг“, коммерческое соглашение по которому может быть подписано к декабрю», — говорит Ильхам Шабан.

Он считает, что по всем проектам, кроме SWAP, видна коммерческая выгода компании. «Лукойл» сможет записать своё имя с золотыми буквами в историю освоения углеводородных ресурсов Каспия. Компания будет добывать нефть и газ во всех четырех секторах моря (в иранском с 60-х годов так и не нашли ни капли нефти)», — глава Центра нефтяных исследований замечает, что, став вторым акционером в гигантском проекте «Шах-Дениз», компания существенно увеличит газовый сегмент в морской добыче и с такой же долей в 25,5% становится акционером «Южно-Кавказский газопровод»: от Сангачальского терминала до грузино-турецкой границы.

Эксперт отмечает, что «Лукойл» активно сотрудничает с Азербайджаном и по своим проектам в других секторах Каспийского моря. Так, с 2016 года транспортирует часть нефти, добытой в российской части шельфа, по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, а сейчас ведет переговоры об использовании азербайджанских полупогружных буровых установок в казахских проектах «Каламкас» и «Хазар».

«Для Баку „Лукойл“ не является просто российской компанией. Она воспринимается той компанией, которая подписала с Азербайджаном „контракт века“ и которая вместе с ним», — Ильхам Шабан считает, что и «Лукойл» не забывает: «Азербайджан — та страна, где компания реализовала первый свой контракт за пределами России и в ее дальнейших успехах есть доля успеха от сотрудничества с Азербайджаном».

Источник: EADaily, 08.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики