Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый кризис заставит ЕС изменить политику по «Северному потоку – 2» и OPAL

Газовый кризис заставит ЕС изменить политику по «Северному потоку – 2» и OPAL

Европа забывает о диверсификации поставок из РФ в ожидании зимы, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Холодная зима грозит Европе истощением запасов газа в подземных хранилищах и «полной зависимостью» от поставок из Российской Федерации, сообщил вице-президент по исследованиям газовой отрасли консалтинговой компании Wood Mackenzie Массимо Ди Одоардо, передает Bloomberg.

Европа медлит с решением по газу

Зависимость европейских государств «от своевременного одобрения «Северного потока – 2» и готовности России поставить больше газа через Украину», считает Массимо Ди Одоардо, якобы создает риски для Европы. При этом запуск магистрального газопровода в Германию через Балтийское море позволит «Газпрому» за зиму транспортировать 12,5 млрд кубических метров газа.

Однако вице-президент по исследованиям газовой отрасли консалтинговой компании Wood Mackenzie уверен, что «Европе по-прежнему будут нужны поставки почти такого же объема газа через Украину сверх условий нынешних соглашений».

«Действительно есть большие проблемы, которые могут обостриться не только при наступлении холодной зимы, но и при бездействии европейцев, которые начнут просто ждать наступления этого периода.

Если же европейские страны дождутся холодной зимы, то резко нарастить объемы закупок не получится. Вероятность того, что энергетические компании этого не учитывают, высока. Скорее всего, они будут тратить сначала то, что остается в подземных хранилищах, а в начале 2022 года столкнутся с главной проблемой», – полагает аналитик Игорь Юшков.  

Истощение запасов в подземных газовых хранилищах, считает эксперт, спровоцирует резкую потребность в импорте ресурса, из-за чего Европе придется обратиться за помощью к российской стороне.

Ди Одоардо тоже рассматривал подобный сценарий и допустил, что Москва не сможет поддержать Европу, если в России зима окажется холодной.

«Российские компании отбирают газ из собственных хранилищ и из текущей добычи. Морозная зима повысит потребность внутреннего рынка в ресурсе, поэтому возможностей для экспорта будет меньше.

Даже если Европа готова платить за дорогой газ, ситуация не сыграет в ее пользу. Во второй половине зимы "Газпром" не сможет удовлетворить внезапную потребность в дополнительных объемах. Нужно за месяц проводить аукционы, готовится к поставкам. Дело в скорости – есть риск, что газ понадобится вдруг и в больших объемах», – сделал вывод эксперт Юшков.

Контракты с РФ помогут ЕС найти выход из кризиса

Стоимость фьючерсов на газ на европейском рынке энергоресурсов бьет рекорды с августа 2021 года. Согласно данным Bloomberg, 8 октября цена демонстрировала рост на 400% по сравнению с началом года.

Как заявлял начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев, рост провоцируют увеличение спроса на кондиционирование и отопление, падение добычи за первое полугодие и необходимость заполнения подземных хранилищ. Кроме того, повышение потребности азиатских потребителей в сжиженном природном газе лишило европейские страны 14 млрд кубических метров газа.  

«Европе нужно сейчас договариваться с Россией о зимнем пакете поставок и наращивать объемы постепенно, независимо от того, каким окажется отопительный сезон. Для этого Европейской комиссии следует разрешить полную загрузку газопроводов OPAL и "Северный поток – 2". Это позволит ежесуточно поставлять много ресурса на условиях "бери или плати".

Следование такому принципу позволит "Газпрому" не вкладывать деньги в дополнительную добычу, если вдруг Европа откажется от запрошенных дополнительных объемов», – отметил эксперт.

Европейский союз делал все, чтобы снизить долю России на своем газовом рынке, откровенно дискриминируя отечественных поставщиков. Речь идет об ограничениях на работу продолжения газопровода «Северный поток – 1» и запуск «Северного протока – 2».

«Применение антимонопольного законодательства на самом деле – откровенный ввод санкций, а не попытки развития конкуренции. И теперь, как только кризис усилился, европейцы делают вид, что Россия – это единственный поставщик. А как же Норвегия, Алжир, СПГ-поставщики? Поведение Европы – красноречивая ситуация», – констатировал аналитик Юшков.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 10.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики