Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какими последствиями для России грозит газовый кризис в Европе

Какими последствиями для России грозит газовый кризис в Европе

Ценовая карусель на газовом рынке не пройдет без последствий для всех причастных. Странам Европы придется пересмотреть свою энергетическую политику, чтобы не допустить повторения газового кризиса, а это не сможет не затронуть их крупнейшего поставщика природного газа - Россию.

Избежать дефицита газа на европейском рынке в будущем можно несколькими путями. Самым напрашивающимся и простым решением проблемы кажется заключение долгосрочных контрактов с привязкой цен на газ к нефтяным котировкам. Они, конечно, не идеал стабильности, но ситуация, когда за один день цены на газ вырастают на 500 долларов до 1962 долларов за тысячу кубометров, после чего падают до 1300 долларов, как произошло 5 октября, становится невозможна. Цена газа привязывается к стоимости его замещения нефтью или мазутом для выработки одной условной единицы тепла и пересматривается ежеквартально, раз в полгода или в год по среднему показателю.

Для нашей страны в такой схеме только плюсы - это возможность долгосрочного планирования добычи, объемов экспорта, а главное, доходов от него и налоговых поступлений от добывающих компаний. Российская экспортная пошлина на газ - 30%, поэтому его цена, как и объемы поставок серьезно влияют на поступления средств в бюджет. В 2018 году России экспортировала газа на 49 млрд долларов, в 2019 году - на 42 млрд, а в 2020 году - 25 млрд долларов.

Но для стран Европы эта схема едва ли является оптимальной. Такие контракты чаще всего заключаются по принципу "бери или плати", то есть за газ придется рассчитаться, даже если он не нужен и от поставок покупатель отказался. К тому же опыт прошлых лет показал, что цена газа по таким контрактам часто оказывается выше, чем котировки на бирже.

За последние 15 лет сильно снизилась доля газовых контрактов, заключенных по принципу "бери или плати", а также произошло значительное сокращение доли нефтяной привязки в формуле цены на газ в пользу ориентации на спотовые (биржевые контракты срочной поставки и оплаты - РГ) котировки, отмечает директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова. У "Газпрома" сегодня доля долгосрочных контрактов привязанных к спотовым ценам приближается к 90%, уточняет эксперт.

Российская экспортная пошлина на газ - 30%, поэтому его цена, как и объемы поставок, серьезно влияют на поступления средств в бюджет

Такие долгосрочные контракты заключаются с отсрочкой влияния биржевой цены на стоимость газа - на квартал или полгода. Они долгое время были выгодны европейским странам и не очень удобны для "Газпрома". Теперь расклад поменялся. Казалось бы для России это хорошо. Но газ по таким биржевым ценам, как сейчас в Европе, потерял всякую экономическую привлекательность. Причем, по мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, разницы в цене - 1000, 1200 или 2000 долларов за тысячу кубометретров, нет, - для потребителей она просто неподъемная. Покупать газ и тем более в больших объемах по таким ценам никто не будет.

Именно поэтому сейчас активно обсуждается идея торговли с Европой газом через российскую площадку - Санкт-Петербургскую Международную Товарно-сырьевую Биржу (СПбМТСБ). Но, по мнению эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина, вряд ли СПбМТСБ станет центром европейской торговли - у европейцев есть свои площадки, с которых непросто переключиться, и даже если оставить в стороне формальные аспекты, то нельзя сказать, что на СПбМТСБ продается много газа. ФАС в конце сентября даже рекомендовала "Газпрому" повысить там продажи из-за сокращения объемов реализации.

Здесь можно добавить, что в Европе биржевая торговля газом привязана к крупным хабам - газораспределительным инфраструктурным центрам. А у России на территории Европы таких центров нет.

Курдин считает, что европейцы после газового кризиса изменят свои приоритеты в торговле газом. Теперь разные механизмы долгосрочных контрактов получат новое развитие, так чтобы сочетать преимущества той и другой альтернативы. По его мнению, это касается и сжиженного природного газа (СПГ). До сих пор наблюдался тренд на рост доли спотовых поставок СПГ, которые как раз должны были помогать таких ситуаций, как сейчас в Европе. Сегодняшняя тревожная ситуация может не то что переломить тренд, но способствовать развитию новых форм контрактации, позволяющих лучше обеспечивать запасы, уточняет эксперт.

Именно с СПГ для России связаны основные риски последствий газового кризиса в Европе. Если начнут заключаться новые долгосрочные контракты на поставки СПГ, например, из Катара или США, то объемы производства в этих странах могут потеснить российский газ на европейском рынке. Но пока цены в Азии на СПГ превышают европейские, а на мировом рынке есть его дефицит, поставки в страны Старого Света не особо интересны производителям.

Доля краткосрочных контрактов и спотовых отгрузок в общем объеме импорта СПГ Европой составляла 36%, в текущем году она должна быть меньше, потому что большая часть спотовых партий направляется в Азию, объясняет Белова. По оценке VYGON Consulting, до 2025 года производители СПГ не будут заинтересованы в пересмотре условий текущих контрактов.

Еще одну опасность для российского экспорта газа может представлять возрождение старой идеи о строительстве газопроводов в Европу из Ирана. Причем сейчас, когда велика вероятность снятия с Ирана американских санкций - риск вполне реальный. По запасам газа Иран занимает второе место в мире и отстает только от нашей страны, но собственных средств и технологий для реализации такого проекта у Тегерана нет. Зато они есть у европейских стран.

Если цена на газ закрепится на текущих уровнях или хотя бы на половине этих значений, то инвесторы могут вернуться к рассмотрению масштабных проектов, вроде газопровода из Ирана, считает Белова. Но, по ее мнению, такие аномальные показатели, как сейчас на европейском рынке - это краткосрочный тренд, который не будет основанием для инвестрешений в новые газопроводные проекты.

Схожей позиции придерживается первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал, который уверен, что основным поставщиком топлива для ЕС останется наша страна, а с появлением "Северного потока-2" позиции России только укрепились на газовом рынке Европы.

Но это все экономические доводы, а в дело может вмешаться политика. Не случайно уже звучат обвинения, что в газовом кризисе виновата Россия. Если в Евросоюзе всерьез решат, что зависимость от российского газа слишком велика, и ее необходимо уменьшать, деньги на иранский проект найтись могут. Именно поэтому продолжение газового кризиса абсолютно не в интересах нашей страны. Какие бы потенциальные экспортные доходы мы не могли бы получить в результате него, наилучшим вариантом развития событий стал бы запуск "Северного потока-2", а в итоге - снижение накала страстей и цен на газ.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики