Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейская двойственность. Игорь Юшков о новых антироссийских инициативах Брюсселя в сфере энергетики

Европейская двойственность. Игорь Юшков о новых антироссийских инициативах Брюсселя в сфере энергетики

 

Европейские бюрократы, устроившие энергетический кризис в ЕС, хотят выйти из затруднительного положения за счет России

Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель ранее заявил, что Евросоюз заставит Россию общаться с единым покупателем газа в Евросоюзе вместо того, чтобы свободно продавать «голубое топливо» странам ЕС или коммерческим компаниям. 

 

По его словам, Европе по-прежнему нужен российский газ, и даже больше, чем прописано в контрактах. При этом платить за него достойную цену европейцам, судя по всему, не хочется.

- Игорь, в Европе набирает силу новая идея в сфере закупок газа. На высшем уровне предлагается создать большой пул по закупкам газа, который будет контролировать Брюссель, и он же будет вести переговоры с поставщиками — а не каждая страна в отдельности. Как вы можете это прокомментировать?

— Они по сути предлагают отказаться от всей либеральной экономики, которую выстраивали чуть ли не веками.

Все эти идеи Адама Смита о том, что государство не должно вмешиваться в экономику, что должна быть свободная конкуренция они хотят взять и в одночасье перечеркнуть.

И в этом плане видна их очень двуличная позиция: до этого европейцы как раз говорили, что экономика должна быть отделена от государства, что государство не должно влезать. 

 

Они строили как раз-таки либеральную модель рынка — а сейчас мы видим, что довольно последовательно в последние годы европейцы пытаются создать некий мегарегулятор.

В середине 2010 годов активно продвигалась идея о том, что у Брюсселя должно быть больше полномочий. Наднациональный орган пытался перетянуть на себя все права, все возможности для регулирования.

Еще в 2014 еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович говорил, что Еврокомиссия хочет влезать в каждый коммерческий контракт и проверять его на некое соответствие европейским нормам.

Если две коммерческие компании договорились между собой, то как кто-то может им помешать подписывать договор?

Но тогда предлагали создать такой мегарегулятор, который будет блокировать неправильные с его точки зрения контракты.

Сейчас они продвигают аналогичную идею. Брюссель хочет перехватить некие полномочия, сами евробюрократы. Но идея их понятна: создать единого закупщика, который будет общаться с поставщиками.

Не отдельно каждая газовая компания в Европе будет покупать газ у поставщиков, а некий единый фронт, который будет выкручивать руки поставщикам и снижать цену.

То есть, конкуренция среди поставщиков устраивала евробюрократов, и они выступали за либеральный рынок. В рамках этого либерального рынка долгое время предложение превышало спрос, и цены были низкими.

Но как только предложение стало меньше, чем спрос, и цены пошли вверх, евробюрократы сразу начали кричать: нет-нет-нет, никакого либерального рынка! Теперь мы будем диктовать вам цены.

Как только цена стало высокой, они сразу стали отказываться от всех своих идеалов, лишь бы газ подешевле покупать. Это очень двуличная позиция.

Единственная проблема в ее реализации — это то, что надо переписать все европейские законы. Дело в том, что они на протяжении десятилетий рассчитывали, что предложение всегда будет превышать спрос, поэтому выстраивали либеральную модель рынка в надежде на то, что цена будет только снижаться.

А сейчас им надо будет перелопатить все европейское законодательство.

Для России это и хорошо, и плохо, так как все антимонопольные законы (под которые еврочиновники подводят крупные российские компании, в частности, «Газпром» — ред.) основаны как раз на этой идее конкуренции, которую теперь в Европе предлагают отменить.

Тогда можно поставить вопрос: если вы создали монопольного закупщика газа, то почему вы должны искусственно создавать конкуренцию и не позволять «Газпрому» заполнять полностью «Северный поток — 2»?

Какая конкуренция? Вы же убили конкуренцию со своей стороны, со стороны покупателя, так почему со стороны поставщика должна быть какая-то конкуренция?

Помешать этой истории может только то, что надо будет переписывать законы, а пока они будут эти законы переписывать, рынок успокоится, цены снизятся и пропадет нужда в изменении правил игры.

- Такое кардинальное изменение правил игры может привести к негативным последствиям для самого Евросоюза? Предыдущая идея — отказаться от привязки к цене на нефть в газовых контрактах — уже привела к ценовому рекорду.

— Такое регулирование — это скорее путь к дефициту, потому что таким образом они не решают основную проблему.

А основная проблема не в том, что «Газпром» якобы цены завышает, с чем они пытаются бороться, объединившись в единый фронт.

Основная проблема высоких цен на газовом рынке Европы заключается в том, что они сами «выдавливали» газ из энергобаланса, заставляя всех переходить на ВИЭ, и компании боялись, что, если они сейчас инвестируют в новые месторождения в Европе, то не смогут окупить свои затраты. 

 

Поэтому никто в Европе в добычу не вкладывался в последние годы. Плюс весь СПГ ушел в Азию, потому что там цены выше.

Как «единым фронтом» вы вернете СПГ? Никак, если только не скинетесь деньгами и не перекупите газ у азиатских рынков, сделаете свой рынок более привлекательным по цене.

Но цель проекта ведь не повысить цены на газ, так что скидываться дополнительно они не будут и СПГ не вернут.

Заставить инвестировать в новую добычу в Европе они этим единым фронтом тоже не смогут.

Вся идея сводится к тому, чтобы создать единый антироссийский «газовый фронт» и давить на «Газпром».

Они создадут инструмент для давления на одного только поставщика. Они же не будут давить на Азербайджан, Армению или Алжир. Нет, они будут давить исключительно на Россию и «Газпром».

В этом плане это очень странная история — когда нас призывают десятилетиями не политизировать энергетику, а сами создают де-факто политический инструмент для того, чтобы давить исключительно на одного поставщика.

Автор: Василий Темный

Источник: Ukraina.ru, 12.10.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики