Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ударит по простым потребителям»: к каким последствиям может привести интеграция Украины в энергорынок ЕС

«Ударит по простым потребителям»: к каким последствиям может привести интеграция Украины в энергорынок ЕС

В Еврокомиссии ожидают полной интеграции энергетического рынка Украины в европейскую сеть. Об этом заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон, назвав этот процесс одной из ключевых целей сотрудничества Брюсселя и Киева в области энергетики. По её словам, для этого необходимо добиться выполнения ряда технических, инфраструктурных и нормативно-правовых условий. Киев также должен обеспечить прозрачность энергорынка и продемонстрировать стабильную работу энергосистем в изолированном режиме. Как ранее отмечал глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, власти страны планируют до конца 2023 года отсоединиться от энергосистем России и Белоруссии и перейти в сеть ЕС. Эксперты отмечают, что этот процесс будет связан с множеством проблем, платить за которые придётся рядовым украинцам из своего кармана. 

Еврокомиссия ожидает полной интеграции энергетического рынка Украины в Европейскую сеть системных операторов передачи электроэнергии (ENTSO-E). Об этом на профильной конференции в Киеве заявила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.

«Несколько недель назад в Брюсселе нам с министром (энергетики Украины Германом. — RT) Галущенко представилась возможность провести обстоятельный разговор. Мы подтвердили, что одной из первичных целей сотрудничества между ЕС и Украиной в области энергетики является полная интеграция украинского энергетического рынка в ЕС», — сказала Симсон.

Она добавила, что этот процесс включает в себя в том числе синхронизацию электросетей. По её словам, для достижения поставленной цели необходимо выполнение технических, инфраструктурных и нормативно-правовых требований. В частности, следует завершить сертификацию национальной энергетической компании «Укрэнерго».

 

Помимо этого, должна быть обеспечена прозрачность самого энергорынка. Для этого Киеву предстоит имплементировать в украинское законодательство европейский регламент REMIT, который регулирует целостность и прозрачность оптового энергетического рынка.

 

К тому же Киеву предстоит протестировать возможность бесперебойной и стабильной работы своих энергосистем в изолированном режиме, то есть без участия России и Белоруссии. В конце сентября украинские власти продлили запрет на импорт электроэнергии из этих стран до 1 ноября. Соответствующее распоряжение вынесла Национальная комиссия Украины, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Также Кадри Симсон подчеркнула необходимость сохранения Украиной её нынешних трансграничных мощностей для осуществления успешного перехода в систему Евросоюза. Как ранее отмечал украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, интеграция должна быть осуществлена до конца 2023 года.

По мнению украинских властей, присоединение страны к ENTSO-E поможет государству избавиться от «влияния» России и получать экономическое преимущество в размере $1,5 млрд в год.

«Отключение Украины от энергосистемы Российской Федерации приведёт к потере стратегического влияния последней на электроэнергетическую отрасль не только на Украине, но и в европейских странах. Интеграция в ENTSO-E обеспечит энергетическую независимость Украины», — заявил на днях премьер-министр страны Денис Шмыгаль.

Он также назвал присоединение объединённой украинской энергосистемы к ENTSO-E «энергетическим безвизом», который открывает для республики новые возможности и приближает Киев к Европе.

На пороге кризиса

Между тем в Раде текущую ситуацию в энергетической отрасли страны оценивают не так оптимистично. В частности, депутат от партии «Слуга народа» Людмила Буймистер в конце сентября заявляла, что непрофессионализм управленцев привёл энергетику страны к плачевному состоянию. В связи с этим она не исключила возможность веерных отключений грядущей зимой.

Помимо этого, она указывала, что из-за нехватки топлива в стране были вынуждены приостановить свою работу 12 энергоблоков ТЭС и ТЭЦ.

«Каждый третий блок государственной компании «Центрэнерго» сегодня не может работать, поскольку на складах нет угля и денег, чтобы заплатить за газ. Госкомпания обратилась в СНБО с просьбой выделить из резервного фонда деньги на закупку угля», — отмечала Буймистер в Facebook.

О возможных грядущих проблемах в сфере генерации электроэнергии ранее говорил и депутат от партии «Батькивщина» Алексей Кучеренко. «Потому что не хватает 3 млн тонн угля — и нам придётся просить электроэнергию, знаете у кого», — заявлял он.

По его словам, к такой ситуации привёл отказ Киева от прямого контракта с «Газпромом». В связи с этим депутат спрогнозировал, что в декабре — январе Украина может столкнуться с нехваткой объёмов газа.

На сегодняшний день уже несколько регионов Украины объявили чрезвычайную ситуацию из-за отсутствия газа и нежелания поставщиков предоставлять топливо по тарифам, которые были установлены до роста цен на энергоноситель.

«Цена и отсутствие поставщика природного газа ставят под угрозу своевременность начала отопительного сезона и бесперебойную работу учреждений в осенне-зимний период», — заявил 11 октября губернатор Закарпатской области Анатолий Полосков.

Большие обязательства

Опрошенные RT эксперты отмечают, что сроки интеграции украинской энергосистемы в ENTSO-E, названные в Киеве, маловероятны. Так, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович указал на опыт прибалтийских стран, которые сейчас находятся в процессе отделения от России с Белоруссией в плане поставок электроэнергии и интеграции в Евросоюз.

«Опыт Прибалтики показывает, что интеграция — это не так быстро и легко, как кажется. К тому же Эстония и Латвия хотят по-прежнему иметь возможность параллельно закупать электричество из объединённой энергосистемы России и Белоруссии. Что касается Украины, то она сама периодически обращается к России за электроэнергией. Да, это бывает в основном в зимний период, но факт остаётся фактом», — пояснил собеседник RT.

Он отметил, что руководство республики в этом вопросе предпочитает маневрировать, сначала делая громкие заявления о запрете на импорт энергии из России, а затем отыгрывая назад, как это было минувшей зимой.

Одной из сложностей быстрой интеграции эксперт назвал противостояние между олигархами внутри страны. В качестве примера он привёл Игоря Коломойского, чьим заводам нужна дешёвая энергия, и Рината Ахметова, который, как производитель энергоносителя, заинтересован в высоких тарифах.

В свою очередь, политолог Александр Дудчак отметил, что Украина, выходя из сотрудничества с Россией по энергетике, теряет для себя выгодного и стабильного партнёра.

 

«Политический курс, которого сейчас придерживаются в Киеве, ведётся вопреки интересам собственной экономики и своих граждан. Переход украинской энергосистемы под контроль европейцев будет влиять не только на цену для украинских потребителей, но и на процессы, связанные с приватизацией объектов, которые имеют наибольшую ценность», — пояснил Дудчак в комментарии RT.

 

По его мнению, в ЕС Украине отводят роль больше импортёра, чем экспортёра электроэнергии, что также не соответствует интересам республики. Ведь интеграция в ENTSO-E требует значительных затрат: называлась сумма в €2 млрд для перевода энергосистемы страны на европейские стандарты, уточнил аналитик. И даже после этого, добавил Дудчак, нет гарантии, что Украине откроется «энергетический рай», учитывая, что в ЕС сейчас активно продвигают зелёные источники энергии, цена которой значительно выше, чем у традиционных углеводородных.

«Задача европейцев — навязать украинским властям политику перехода на так называемую зелёную энергетику, а на самом деле Украина будет просто платить европейцам дополнительный налог за счёт на электроэнергию. Поэтому можно лишь посочувствовать украинскому народу, которому придётся с этим справляться», — подчеркнул Дудчак.

Как отметил Станислав Митрахович, переключаясь на энергорынок Евросоюза, Украина должна чётко понимать, что больше не сможет в экстренных случаях обращаться за помощью к России. А такие случаи, по его словам, в ближайшем будущем вполне вероятны, учитывая, что в ЕС сейчас наблюдается энергетический кризис.

«Уже пошли публикации в СМИ, что в Европе может возникнуть ситуация, в которой одни страны, даже не входящие в ЕС, могут начать ограничивать перетоки и поставки энергии со своей территории другим государствам из-за высокой цены на топливо. Это повлечёт за собой приостановку работы различных предприятий», — сказал эксперт.

По его мнению, отрыв от России и переход в энергосистему ЕС больнее всего ударит по рядовым потребителям.

 

«Платить за это будут украинские потребители. Все устремления Киева оплачиваются из кармана налогоплательщиков. И в будущем цена на электричество, а ещё и с условием, что Украина начнёт интегрировать у себя переход на зелёные источники энергии, будет только расти для рядовых украинцев и для предприятий. Значит, в будущем в республике усилится деиндустриализация, которая приведёт к потере большого количества рабочих мест и оттоку населения в ЕС на заработки», — отметил собеседник RT.

 

В связи с этим Митрахович назвал устремления Украины по энергетической интеграции рискованными и даже волюнтаристскими. При этом, добавил он, для России потеря украинского рынка не станет большим ударом.

«Фундаментально украинский рынок не такой значимый для России. Поэтому она вполне обойдётся без него», — подытожил аналитик.

Автор: Полина Духанова

Источник: RT, 13.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики