|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Таможенный союз затянуло нефтью и газом Таможенный союз затянуло нефтью и газомТаможенный союз функционирует без сбоев, признали его участники. Но дальнейшее движение к Единому экономическому пространству под вопросом. Минск требует равных с Россией цен на газ и отмены пошлин на нефть и нефтепродукты. Россия на это не пойдет, убеждены эксперты. Первые 100 дней существования Таможенного союза показали его стабильность, признали его участники. Серьезных претензий со стороны бизнеса, заявили главы таможен на Международной научно-практической конференции «Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации: современность и перспективы» в четверг в Минске. «В течение двух месяцев работы мы смогли убрать определенные нестыковки по оформлению таможенных документов», — сообщил глава ФТС России Андрей Бельянинов. Результат — увеличение взаимной торговли. По словам замглавы ГТК Белоруссии Владимира Гошина, товарооборот с момента подписания вырос на 25—30%. При этом, добавил он, Белоруссия преодолела спад внешней торговли, вызванный кризисом, и по ее объемам вышла на уровень 2005 года. Но дальнейшее движение стран к созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) под вопросом. Оно предусматривает отмену экспортных пошлин в торговле между странами. Всех, кроме пошлин на энергоносители, говорит Россия. Всех без исключения — настаивает Белоруссия. В начале февраля 2010 года страны договорились о беспошлинных поставках в Белоруссию 6,3 млн т российской нефти в год, что позволяет республике ежегодно экономить около $1,6 млрд. Остальные объемы (чуть более 15 млн тонн) идут в Белоруссию со стопроцентной пошлиной. Но вопрос решен временно. «По поводу пошлин на нефть мы уже потерпим до начала следующего года, но с 1 января 2011 года эти пошлины должны быть сняты», — заявил летом президент Белоруссии Александр Лукашенко. С нефтепродуктами ситуация еще сложнее: Белоруссия весной заявила, что Россия незаконно ввела экспортные пошлины на них. Минск ссылался на межправительственные соглашения 1993 и 1995 годов, согласно которым, пошлины взимаются только с сырой нефти. Москва настаивала, что ее позиция «основана на международном праве». Как поясняли тогда юристы, более поздние российско-белорусские соглашения если не нивелируют договоренности 1993 и 1995 годов, то, во всяком случае, делают их небезусловными. Минюст Белоруссии обратился с иском против России в Экономический суд СНГ. В минувшую пятницу суд отложил рассмотрение дела до 19 января, рекомендовав России на этот срок отменить пошлины на нефтепродукты. С российской стороны реакции пока не последовало, но решение суда носит рекомендательный характер, а значит, не обязательно для исполнения. Цена вопроса о пошлинах на нефтепродукты точно не известна — объемы их поставок в Белоруссию не раскрываются. Однако, по приблизительным подсчетам, она уже превысила $1 млрд. В четверг на конференции в Минске представители Белоруссии заявили, что республика хочет улучшить для себя и условия по газу. Сейчас она закупает российский газ с 10-процентным дисконтом, кроме того, он поставляется в республику без 30-процентной экспортной пошлины, так что средняя цена 1 тыс. кубометров в четвертом квартале должна составить около $200. В следующем году дисконт будет отменен, то есть Белоруссии придется платить примерно $220 за 1 тыс. кубов. При ежегодном объеме закупок в 20—24 млрд кубометров это обойдется Минску примерно на 440 млн дороже. Белоруссия хочет не просто сохранить дисконт. По словам белорусского замминистра экономики Анатолия Филонова, Белоруссия настаивает на одновременном с Россией переходе на равнодоходность поставок. Дело в том, что Россия намерена к 2014 году выйти на равнодоходность внутренних и экспортных поставок (на внутреннем рынке в настоящее время 1 тыс. кубометров стоит примерно $80—85, в то время как Европа покупает российский газ в среднем по $290). «Фактически заявление Минска означает, что белорусская сторона хочет для себя таких же цен на газ, какие будут в России в ближайшие три года, — поясняет аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. — Но на это Россия не пойдет, максимум, чего добьется белорусская сторона, это сохранение дисконта». Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что Белоруссия и так уже получила от России слишком много. «Республика имеет самую низкую цену на российский газ (для сравнения, для Украины 1 тыс. кубов стоит $260), — напоминает эксперт. — Причем этот газ республика перерабатывает в электроэнергию, которую потом поставляет нам же (например, в Калининградскую область). Кроме того, эта энергия используется при производстве товаров, которые потом идут на российский рынок, то есть Белоруссия на дешевом российском газе еще и делает деньги». Аналогичная ситуация, напоминает Симонов, и с нефтью. Те 6,3 млн тонн, которые Россия поставляет без пошлины, — это те объемы, которые потребляет сама Белоруссия. «Остальные более 15 млн тонн перерабатываются в Белоруссии и продаются в ЕС уже по ценам нефтепродуктов, то есть на этом Минск также получает доход, — говорит Симонов. — При этом власти республики хотят, чтобы им обнулили пошлину и на эти объемы. Ситуация абсурдная». Президент России Дмитрий Медведев недавно заявил, что только по нефти Россия в этом году фактически субсидировала Белоруссию примерно на $2 млрд. «А доходы от пошлин недополучает бюджет, то есть налогоплательщики, мы с вами, — указывает Симонов. — Поэтому включить энергетическую составляющую в соглашение о Едином экономическом пространстве было бы со стороны России фантастической глупостью». Автор: Алексей Топалов Источник: Газета.ru, 14.10.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|