Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем дольше откладывать продолжение строительства АЭС «Белене», тем выше будут потенциальные сметы

Чем дольше откладывать продолжение строительства АЭС «Белене», тем выше будут потенциальные сметы

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- Напомню, что когда Бойко Борисов стал премьер-министром Болгарии, то российско-болгарские отношения застопорились. Причем это отразилось на всем энергетическом пакете, а не только проектах в атомной сфере. Пострадали проекты газопровода и нефтепровода. Был определенный саботаж, когда Россия пыталась подключить к «Южному потоку» Румынию. Сейчас по этому вопросу идут переговоры.

Что касается АЭС «Белене», то сейчас есть принципиальные разногласия в утверждении постоянной сметы проекта. Дело в том, что в таких долгосрочных стройках есть поправки на инфляцию, на удорожание. Бойко Борисов, говоря о стоимости проекта, называет цифру в 7 млрд евро. Но у Болгарии нет денег. Сейчас взята пауза — полугодовой лаг — на поиск стратегического инвестора. Как известно, германский инвестор RWE осенью отказался от участия в проекте. Сегодня в качестве инвестора рассматривается Сербия и Китай, хотя он, конечно, это второй эшелон. Если смотреть концептуально, то, вероятнее всего, Сербия может стать соинвестором проекта. Они проявляют большой интерес и ждут как раз резолюции от Болгарии.

Здесь помимо политических противоречий есть и экономические аспекты. После кризиса Болгария до конца не оправилась — были проблемы с инвестициями, и поэтому сделка откладывалась. Дело в том, что чем дольше ее откладывать, тем выше будут потенциальные сметы. Они могут вырасти, потому что атомная индустрия имеет свойство дорожать. Тем более сейчас, когда экономики европейских стран и в целом мировая экономическая система выходят из кризисного периода и вступают в посткризисный, — дорожают материалы, строительные компоненты, проектная документация, меняется ситуация на региональном рынке и конъюнктура.

Не стоит забывать, что это очень серьезный контракт, и он подпадает под международные санкции и может рассматриваться в международном суде. Если бы сейчас болгары пошли на разрыв, им бы пришлось платить неустойку. Атомстройэкспорт наверняка подал бы в суд, и ориентировочно размер претензий мог бы составить порядка 2 млрд евро. А эта сумма сопоставима с инвестициями болгарской стороны. Ведь болгары до сих пор в этот проект ничего не вложили, и он поэтому заморожен и очень медленно продвигается.

Сейчас есть соглашение на продление, и если будет найден в течение полугода инвестор, стройка будет продолжаться.

Отказавшись от продления, правительство Болгарии могло спровоцировать целый скандал, и тогда бы провалился весь энергопакет — забуксовал бы «Южный поток», Россия наверняка бы подключила к этому проекту Румынию. Это бы грозило крупными инвестиционными потерями, однако на такой необдуманный поступок Болгария не решилась, несмотря на то, что есть политические противоречия сторон. Но это глобальный проект, а не игрушки, энергетически он Болгарии необходим. Энергетический потенциал этой страны будет расти, со временем АЭС «Белене» окупится и будет приносить дивиденды, в том числе и болгарской стороне.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 14.10.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики