Украинское правительство совершило серьезный промах, не закупая газ весной по ценам, практически в пять раз ниже нынешних котировок «голубого топлива». Как заявил бывший глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, госкомпания располагала средствами для приобретения и заполнения «шести или более миллиардов кубометров» подземных газохранилищ, что спасло бы Незалежную от энергетических перебоев в наступающий сезон отопления. «Это позволило бы стабилизировать цену газа», — отмечает экс-глава корпорации. С ним солидарен бывший премьер Арсений Яценюк: «На счетах «Нафтогаза» было $2 млрд. На эти средства можно было предостаточно купить газа. Это не было сделано. Сегодня из карманов украинцев возьмут $5 млрд — это убытки государства, потому что газ не купили вовремя»,
Отметим: Киев уже несколько лет напрямую не закупает российский природный газ, заключая краткосрочные договоры на европейских сырьевых биржах. Однако заявления бывших чиновников Незалежной наталкивает на вполне логичный вывод — избежав странных схем перекупки «голубого топлива» на европейских биржах в разгар подготовки к отопительный сезону, Киев смог бы не только сэкономить, но и сохранить в своих хранилищах доступные для перепродажи ресурсы. Возможно, поставки этого сырья могли бы немного охладить ценовую динамику в Европе, которая уже привела к росту котировок «голубого топлива» с $300 за тыс кубометров в начале года до $1200 середине октября.
Однако украинские транспортные мощности уже перестают интересовать зарубежных поставщиков топлива. Как недавно отмечал глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон, сейчас его компания использует не более трети общей транзитной мощности для перекачки сырья — при желании транспортные возможности Незалежной могли бы вдвое превзойти объемы поставок по еще не запущенному в работу новому трубопроводу «Северный поток-2».
«Киев не скрывает, что продолжает покупать газ через реверс — Украина в любом случае получает сырье российского происхождения, однако переплачивает в ходе таких сделок на 20-30%», — считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Такая схема позволяет Киеву отбирать топливо из поставляемых в Европу объемов сырья, экономя при этом на транспортных издержках.
«Фактически система работает следующим образом: по одному договору «Газпром» поставляет углеводороды европейским клиентам. Согласно другому контракту, российская монополия должна прокачать через украинские трубы определенные объемы. Москва выполняет условия обоих соглашений: обеспечивает энергоресурсами европейских покупателей и расплачивается за согласованные с Киевом транзитные объемы, — поясняет глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Украина же вместо прямой закупки российского «голубого топлива» приобретает углеводороды у посредников — малоизвестных трейдеров, которые в результате и назначают повышенные котировки газа. А это, в свою очередь, оказывают серьезное воздействие на общую биржевую стоимость углеводородов, зачастую имеющую спекулятивный характер и далеко не всегда оправданную реальными экономическими стимулами.
Получается, что разгоняется ветряная мельница — местные внутрикорпоративные разногласия украинского истеблишмента превращаются в серьезное экономическое противостояние на континентальном уровне. «Возникает вопрос: кому придется отвечать за последствия такой политической и коммерческой игры? — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Украинские спикеры в этом случае смогут опять во всем обвинять прежнее руководство страны. А весь агрессивный удар европейских потребителей, которым уже сейчас приходится платить за отопление в несколько раз дороже, придется принять России».
Автор: Николай Макеев
Источник: МК, 17.10.2021