Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Выбивали у ЕС деньги под шумок». Как Польша заработала на борьбе с «Северным потоком — 2»

«Выбивали у ЕС деньги под шумок». Как Польша заработала на борьбе с «Северным потоком — 2»

В понедельник, 18 октября, первую нитку газопровода «Северный поток — 2» заполнили так называемым техническим газом. 177 миллионов кубометров российского топлива обеспечат нужное давление в трубах для начала транспортировки в Европу. Казалось бы, пути назад уже нет — ранее руководство Германии договорилось с администрацией президента США Джо Байдена, что проект не будут «душить» санкциями.

Однако у «СП-2» сохранился еще один принципиальный противник — пусть и менее могущественный, чем Соединенные Штаты. Тем не менее план по остановке российско-европейского проекта у него есть.

Последний бой против «СП-2»

За три дня до начала работы газопровода польский истеблишмент разразился проникновенными обращениями в адрес других стран Евросоюза на фоне энергетического кризиса в Европе. Заявление премьер-министра Польши Матуеша Моравецкого намекало, что Берлину и прочим выгодоприобретателям «СП-2» нужно было раньше слушать Варшаву, некогда протестующую против проекта в унисон с Вашингтоном. И энергодефицита в таком случае якобы можно было избежать.

 

«Газопровод "Северный поток — 2" уже сейчас является элементом шантажа России, шантажа "Газпрома". Мы являемся жертвой "СП-2". Мы были правы, сражаясь с ним», — цитирует Моравецкого польское издание Energetyka24.

 

Повышение цен на газ в Европе связано с «СП-2», уверен Моравецкий. Поэтому, утверждает премьер, Польша и боролась с проектом при поддержке США ровно до тех пор «пока президент Джо Байден не повернул рычаг на 180 градусов».

В то же время министр климата и окружающей среды Польши Михал Куртыка рассказал, что страна намерена вынести вопрос «энергетического шантажа Европы» на заседание Европейского совета и инициировать проверку «Газпрома» на предмет монополизма. По мнению польского руководства, российская компания ограничивает поставки газа и не размещает дополнительные объемы на существующих газопроводах, чтобы «вынудить Европу» согласиться на «Северный поток — 2».

 

«Наши предложения, очень далеко идущие – о необходимости проверки, нет ли со стороны "Газпрома" ситуации, в которой он злоупотребляет монополистической позицией. Это будет наш призыв к Европейской комиссии. Это будет наш призыв к остальным странам Европы», — цитирует Куртыку РИА Новости.

 

Однако веских оснований обвинять «Газпром» в монополизме у Варшавы нет, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Риторика польских властей — продолжение деятельности по подрыву российско-европейского энергетического сотрудничества, за счет которого «поляки, как они считают, помогают своим заокеанским партнерам». И не бесплатно.

 

«До сих пор под шумок о преодолении собственной энергетической зависимости от "страшной России" Польша занималась выбиванием средств из фондов ЕС на развитие альтернативной инфраструктуры снабжения», — отметил Гривач.

 

«Альтернативную инфраструктуру» на союзные деньги и правда построили. Но ее масштабы и целесообразность оставляли желать лучшего.

Ничего личного, просто бизнес

У Польши и правда были грандиозные планы спасти от «газовой зависимости» не только себя, но и всю Европу. По крайней мере, так заявлялось. Летом прошлого года в качестве альтернативы «СП-2» Варшава предлагала услуги своего газопровода Baltic Pipe, транспортирующего топливо из Норвегии через Данию в Польшу. Изначально проект создавался для «снижения зависимости от России», когда у польской национальной компании PGNiG закончится контракт с «Газпромом» на поставки энергоресурса.

Помимо того, что Baltic Pipe будет закончен только в 2022-2023 годах (куда позже, чем «СП-2»), он уступает российскому аналогу в объемах более чем в пять раз. Неизвестно, на что в таком случае рассчитывали польские политики и «газовики». Ведь роль поставщика не из легких: так, Россия столкнулась с абсурдными обвинениями и требованиями увеличить поставки газа в ЕС, которые и без того увеличены — в частности, из-за ухода американского сланцевого газа с европейских рынков на азиатские.

Увы, политическая конъюнктура зачастую не совпадает с реальным положением дел. А потому в европейском энергетическом кризисе оказывается «виноватой» Россия и «Северный поток — 2», но не объективные факторы: уменьшение Соединенными Штатами экспорта СПГ в Европу, колоссальное увеличение потребляемого газа в Азии.

В конце-концов, переоцененная «зеленая» энергетика, обеспечивающая около трети текущих энергетических потребностей Евросоюза, но предательски завязанная на самых непредсказуемых природных явлениях — сильные снегопады парализуют работу солнечных электростанций, а при штиле выработка энергии «ветряками» полностью прекратится.

А «Северный поток — 2», конечно, надежнее.

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: Политика Сегодня, 18.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики