Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Инициатива Еврокомиссии о продвижении своих интересов в Арктике не имеет юридической основы

Инициатива Еврокомиссии о продвижении своих интересов в Арктике не имеет юридической основы

Высший орган исполнительной власти Евросоюза остается без статуса наблюдателя в Арктическом совете

13 октября Еврокомиссия (ЕК) обнародовала весьма резонансный документ — о продвижении своих интересов в Арктике, в котором Евросоюз указан как «влиятельный политический актор» со своей стратегией не только в части европейской Арктики, но и на всем арктическом пространстве. Причем участие Евросоюза (ЕС) в арктических вопросах в документе обосновывается «геополитической необходимостью».

Из знаковых инициатив ЕК – намерение полностью запретить добывать нефть, газ и уголь в Заполярье и приграничных локациях. «Комиссия вместе с партнерами изучит многостороннее юридическое обязательство не разрешать дальнейшую разработку запасов углеводородов в Арктике или прилегающих регионах» — говорится в документе. В случае, если «нарушители» будут продолжать извлекать нефть и газ в Арктике, то предложена проработка запрета на сделки с «заполярными» углеводородами. Также прописана рекомендация распространить «частичные моратории на разведку углеводородов в Арктике». При этом ЕК хочет включить Арктику в программу перехода к углеводородной нейтральности, «выпячивая» еще точно не ясный потенциал континента на предмет чистых источников энергии (ветра, геотермальных ключей, гидроэнергии и зеленого водорода).

Арктический «манифест» ЕК — на первый взгляд «булыжник в огород» всеx стран-участниц Арктического совета (в организации, кроме России, состоят еще семь приполярных государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция). Но у России в этом альянсе нет союзников. Поэтому инициативу ЕК следует расценивать как откровенную попытку покуситься именно на государственный суверенитет России. Ведь Брюсселю прекрасно известно, что освоение Арктики — в перечне стратегических приоритетов России. Это закреплено публичным указом Президента РФ Владимира Путина от 26 октября 2020 года «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Тем не менее, Брюссель эмитировал свое тематическое спекулятивное воззвание без какой-либо правовой опоры: Европейский Союз юридически не наделен никакими полномочиями диктовать представленным в Арктике странам, как им действовать на собственной территории.

На вызов ЕК у России и по умолчанию готов развернутый состоятельный ответ — в тексте «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» четко прописано выполнение основных задач в сфере развития международного сотрудничества за счет реализации ряда мер, в числе которых сохранение взаимодействия с арктическими государствами в целях защиты национальных интересов и реализации предусмотренных международными актами прав прибрежного государства в Арктике, включая касающихся разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ. То есть Россия посылает четкий сигнал о недопущении стороннего вмешательства в планы освоения Арктики, выстраивая конструктивный диалог только с прибрежными государствами региона. Видимо авторы «арктического документа» ЕК либо вовсе не читали российской доктрины, либо сознательно решились на столь популистскую авантюру.

В Арктическом совете решения принимаются методом консенсуса, то есть должны быть одобрены всеми участниками объединения. Но Дания, Финляндия и Швеция сильно ангажированы, так как состоят в ЕС, и естественно, давно лоббируют заявку Брюсселя обрести статус наблюдателя, но цели не достигают. Тем более теперь здесь рассчитывать на подвижки вообще не стоит — Россию только настораживает попытка ЕК диктовать правила в Заполярье. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, документ Евросоюза по целям альянса в Арктике «ничем не мотивирован, кроме как политическими причинами». Хотя Арктический совет предоставляет статус наблюдателя не только неарктическим государствам (таких уже больше десятка), но и межправительственным/межпарламентским и неправительственным организациям.

В 2021 – 2023 годах Россия председательствует в Арктическом совете и отвечает за обеспечение эффективной работы организации, включая продвижение совместных проектов, в том числе направленных на обеспечение устойчивого развития Арктики и сохранение культурного наследия малочисленных народов. Также в периметре задач страны-председателя — разработка общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов с участием иностранного капитала; организация мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвесторов к участию в реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов; содействие укреплению значения Арктического экономического совета (создан в2014 г. при Арктическом совете с целью расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестпривлекательность) в качестве одного из центральных форумов по вопросам устойчивого развития Арктики.

Арктический регион богат углеводородами — и их масштабное извлечение в перспективе только повысит энергетическую безопасность Европы — так как Россия планирует расширять их экспорт в будущем. Здравой логики в декларации ЕК запретить добычу углеводородов в Арктике нет. Ведь тогда становиться совсем не ясным, за счет чего будет реализовываться пресловутый энергопереход в Старом Свете: даже производство водорода — перспективного топлива, на который Евросоюз возлагает большие надежды, требует солидных объемов природного газа как сырья. И этим сырьем видится именно заполярный газ из РФ. Выходит, что заявка ЕК повлиять на процессы в Арктике в целях сдерживания созидательных планов России в регионе — сродни желанию выстрелить себе в ногу.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 18.10.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики