Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Предложению «Нафтогаза» подсчитали выгоду

Предложению «Нафтогаза» подсчитали выгоду

 

Сделает ли скидка украинский газовый маршрут привлекательнее обходных

 

Киев предложил «Газпрому» скидку ради дополнительного транзита газа. Украина готова вдвое снизить тариф на прокачку топлива по своей территории. «Газпром» в свою очередь должен серьезно — более чем в два раза — увеличить поставки. С предложением изначально выступил украинский президент Владимир Зеленский, а после и глава «Нафтогаза» Юрий Витренко. Все это происходит на фоне нехватки топлива в Европе, закрытия предприятий и рекордных цен на газ. Насколько выгодны такие условия для «Газпрома»? И согласится ли корпорация на предложение Киева? Разбирался Александр Рассохин. 

Из-за стремительного роста газовых цен некоторые европейские компании вынуждены сокращать производство или останавливать работу, а кому-то приходится и вовсе объявлять о банкротстве. В качестве альтернативы предприятия обращаются к мазуту и углю. Однако и на этом рынке ощущается дефицит. В Китае, например, уже начались масштабные отключения электричества, чего, конечно же, опасаются и в Европе. А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предупредила, что вскоре может начаться массовое закрытие предприятий.

Сейчас газохранилища Старого Света заполнены примерно на 2/3. Но дополнительные поставки топлива в Европу могли бы сбить цены. На этом фоне с предложением выступил «Нафтогаз». Украина призывает «Газпром» увеличить прокачку топлива по своей территории. Ради этого она готова вдвое снизить тариф. Однако даже такое предложение экономически невыгодно для России, констатирует ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Предлагаемая скидка все равно не очень большая, она не сделает украинский маршрут выгоднее обходных. "Северный поток-2" в любом случае нужно будет загружать, как и сухопутные газопроводы. Поэтому в долгосрочном плане украинское предложение вряд ли сработает. Но вот конкретно сейчас момент, когда нужно решать энергетический кризис в Европе. Здесь все-таки это звучит более рационально, чем предыдущая позиция Киева. Кажется, предложение в целом запоздавшее. Не факт, что "Газпром" на это согласится».

Энергетический кризис затронул и Украину. Запасов угля в стране в семь раз меньше необходимых объемов. Одна из ТЭЦ на днях уже остановила работу. В то же время Киев потерял возможность закупать реверсом венгерский газ после того, как Будапешт стал получать топливо в обход Украины.

И если предстоящая зима будет холодной, то жители и предприятия могут столкнуться с нехваткой электричества, тепла и газа, предупреждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич. Однако предложение Киева, по его словам, исключительно политическое. Не случайно первым его озвучил Владимир Зеленский, отмечает господин Марунич: «Украина всегда требовала высокой ставки транзита и резкого увеличения объемов транспорта. Загрузите нашу систему до уровня в 30 млрд, а мы дадим цены ниже, чем по "Северному потоку-2". Это же невозможно — это политическое заявление, оно не несет под собой никакой коммерческой логики, а имеет пропагандистскую подоплеку. Все прекрасно понимают, что "Газпром" ничего дополнительно закачивать не будет. Есть действующий контракт, никто его трогать, переподписывать, нарушать не будет.

Задача показать, что плохой "Газпром" не хочет качать больше газа в Европу по якобы сниженной ставке».

Гипотетически поставить дополнительные объемы газа в Европу могли и США. Но американский СПГ перекупает Китай. Россия, с одной стороны, пополняет собственные хранилища, готовясь к отопительному сезону, а с другой — призывает ЕС дать добро на запуск «Северного потока-2». Это, как заявляют в Москве, решит проблему с дефицитом топлива в Европе и снизит цены на газ.

Строительство трубы практически завершено. Для полноценного запуска «Северного потока-2» не хватает только сертификации газопровода и оператора проекта. Решения до сих пор нет. Без него «Газпром» сможет заполнять трубу только наполовину. И этот нюанс является определяющим, отмечает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков: «Разница между 100% загрузки "Северного потока" и 50% — это разница между тем, будет ли продолжение транзита через Украину после 2024 года, либо у "Газпрома" не будет необходимости продлевать этот контракт.

Потому что при 50% загрузки российская корпорация не может выполнить все свои долгосрочные контракты, не имея дополнительных транспортных мощностей и будучи ограниченным в использовании "Северного потока-2". Решение должен принять немецкий регулятор. Правда, еврокомиссия может данное решение не утвердить, оспорить его в суде и надолго заблокировать эту историю. Возможно, навсегда».

С одной стороны, затягивая процесс сертификации «Северного потока-2», Европа рискует встретить зиму с нехваткой топлива, а это приведет к закрытию предприятий, отключению электроэнергии и возмущению масс. Россия, со своей стороны, занимая выжидательную позицию, стимулирует Евросоюз активизировать переход от газа к возобновляемым источникам энергии, пусть и в долгосрочной перспективе. И, судя по всему, отступать со своих позиций ни одна из сторон пока что не намерена.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 25.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики