Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США вдруг одобрили «недемократичный» российский газ

США вдруг одобрили «недемократичный» российский газ

Вашингтон дает указание России нарастить поставки газа в Европу, но не может заставить это сделать американские компании

России следует быстро нарастить поставки газа сверх законтрактованных объемов в страны Европы. С таким заявлением выступил старший советник Госдепартамента по энергетической безопасности Амос Хохштайн.

По его словам, Россия сейчас единственный поставщик природного газа, способный помочь Европе справиться с возможным энергетическим кризисом. Правда, сделать это Россия должна по уже действующим трубопроводам, а не рассчитывать на «Северный поток — 2».

«Если у России есть газ для „Северного потока“, это означает, что у нее есть газ и для поставок по украинской ГТС или другим трубопрводам. Так что они должны это сделать», — заявил он.

Американский чиновник также призвал Германию дать понять Москве, что «Северный поток-2» будет введен не раньше марта следующего года. 

Выступая с подобными требованиями к России, американские власти, обещавшие «завалить» Европу своим СПГ, теперь говорят о невозможности это сделать, так как не могут требовать от своих компаний спасать Европу. Ну, а поскольку бизнес превыше всего, американский сжиженный газ, которого, по уверению чиновника, на рынке достаточно, плывет туда, где больше платят.

«Правительство США не указывает нашим компаниям, кому продавать», — сообщил журналистам Амос Хохштайн.

То есть, своих не трогай, им надо зарабатывать, а вот у Москвы требовать можно. Такой «демократичный рынок» по-американски. В Госдепе, похоже, позабыли, что Россия суверенное государство. И если уже своим компаниям Вашингтон не в состоянии указывать, то почему там решили, что можно диктовать России?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что позиция США действительно такова, что поставками газа занимаются частные компании, а значит, они сами решают, куда направлять свой СПГ, а «Газпром» должен поставлять больше. При этом отсылки к контрактам в расчет там не берут.

— Их позиция: «Мы хотим больше, а иначе обвиним в манипулировании рынком».

«СП»: — Но США не просто требуют поставить Европе «плохой» российский газ, а еще и по тем газопроводам, по которым они хотят, то есть через ГТС Украины. При этом призывают власти Германии этому содействовать фактически в ущерб «Северному потоку-2», куда немцы инвестировали и запуск которого ждут. Это попытка надавить на Россию, на Германию?

— Конечно, надавить, чтобы Россия поставляла через Украину. Но какие для этого есть юридические механизмы? Что Америка может сделать — ввести новые санкции против «Газпрома»? А понравится это Европе? США пытаются угрожать при отсутствии реальных инструментов давления.

«СП»: — А почему же на свои компании не хотят надавить ради спасения европейских партнеров? Неужели нет для этого никаких инструментов?

— Теоретически Америка может поменять законодательство, ограничить экспорт нефти или газа, обязать свои компании делиться. Такое бывало в американской истории: зимой 2020/21 годов принимались законы, которые ограничивали экспорт газа, чтобы Техасу больше оставалось. Пусть примут законы, которые обяжут поставлять часть газа в Европу. А если не хотят, то тогда зачем рассказывать про «молекулы свободы»?

Журналист Bloomberg Хавьер Блас у себя в Twitter написал — «молекулы свободы прожили только два года», с 2019 по 2021.

«СП»: — Россия готова к ультиматумам?

— Если бы Россия не была готова, мы бы давно лапки сложили и что-то увеличили. У нас есть своя позиция: мы готовы, во-первых, до конца месяца завершить закачку в свои хранилища, а потом увеличить поставки. Путин на «Валдае» сказал, что готовы начать поставки по «Северному потоку -2».

Наша позиция — предлагайте новые контракты, прописывайте, сколько надо газа и в какие сроки, удобные нам точки сдачи газа, задействование новой энергоэффективной, экологичной и т. д. инфраструктуры, в которую вложили деньги.

Немецкий политолог, д-р Григор Шпицен считает, что в России были довольно болезненно восприняты слова Амоса Хохштайна, призвавшего Россию нарастить объемы экспорта газа в Европу через существующую трубопроводную инфраструктуру (в виду имеется, прежде всего, Украина), не дожидаясь введения к эксплуатацию газопровода «Северный Поток-2».

— По словам американского чиновника, все необходимые разрешения российско-немецкий проект получит не раньше, чем через четыре месяца, в марте 2022-го, а значит, нет никакого смысла ждать, тем более что внешнеэкономическая конъюнктура всячески благоприятствует торговле углеводородами.

Между тем, словам господина Хохштайна не следует придавать особого значения. Во-первых, и это самое главное, в русском перевода слова американского чиновника приняли характер чуть ли не ультиматума, в то время как в оригинале Хохштайн использует вполне дипломатические формулировки, вроде «по нашему мнению, России следовало бы…».

Во-вторых, следует обратить внимание на место и время, когда эти слова были сказаны: Амос Хохштайн проводил специальный онлайн-брифинг для журналистов на площадке Госдепартамента. Мероприятие, безусловно, серьезное и ответственное, но переоценивать его статус я бы не стал. Все-таки это не международная конференция и не межправительственные переговоры с участием глав государств и ключевых министров.

В-третьих, и сам Хохштайн подчеркнул это в ходе мероприятия, его назначение на должность состоялось лишь в августе. До этого чиновник трудился в техасской компании Tellurian, занимающейся экспортом сжиженного природного газа, в статусе старшего вице-президента по маркетингу, а также входил в состав наблюдательного совета украинского «Нафтогаза». Так что трудовой энтузиазм новоиспеченного советника президента США вполне можно понять.

И, хотя слова Амоса Хохштайна о том, что России следует нарастить объемы экспорта в Европу по существующим трубопроводам, в то время как правительство США не имеет возможности и правовых оснований вмешиваться в работу частных энергетических компаний и указывать им, на какой рынок поставлять сжиженный газ, звучали довольно лицемерно, переоценивать их значение, повторюсь, все же не стоит.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 28.10.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики