Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Будем просить немецких партнёров»: как в Киеве надеются затормозить сертификацию «Северного потока — 2»

«Будем просить немецких партнёров»: как в Киеве надеются затормозить сертификацию «Северного потока — 2»

На Украине рассчитывают, что ключевую роль в вопросе сертификации «Северного потока — 2» сыграет Еврокомиссия. Об этом заявил глава МИД страны Дмитрий Кулеба. По его словам, вердикт Минэкономики ФРГ о том, что выдача лицензии не поставит под угрозу безопасность газоснабжения Германии и ЕС, не окончательный. В связи с этим в Киеве рассчитывают повлиять на немецких партнёров, чтобы вопрос ввода газопровода в эксплуатацию не решался «торопливо». Ранее глава «Нафтогаза» Юрий Витренко признал, что немецкое министерство не проводило консультаций с Украиной по сертификации «Северного потока — 2», хотя такие заявки были поданы. Эксперты считают маловероятным, что в Евросоюзе будут учитывать позицию Киева при принятии окончательного решения. 

В Киеве ожидают, что последнее слово в вопросе сертификации газопровода «Северный поток — 2» останется за Еврокомиссией. Такую точку зрения на брифинге озвучил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

«Какими бы быстрыми ни были действия немецкого регулятора, всё равно ключевое — это ещё привлечение Европейской комиссии к этому процессу, а конечная цель — это применение Третьего энергетического пакета к функционированию «Северного потока — 2», — сказал глава ведомства.

По его словам, на Украине «расстроены» в связи с оценкой, выданной Министерством экономики и энергетики ФРГ по поводу газопровода.

«Мы доведём эту позицию до немецких партнёров и будем просить их и работать с ними над тем, чтобы решения по «Северному потоку — 2» не принимались торопливо, быстро, без тщательного анализа и исследования», — подчеркнул Кулеба.

Ранее Минэкономики Германии огласило заключение по трансбалтийскому газопроводу, сообщив, что в своей оценке оно «приходит к выводу, что выдача лицензии не будет представлять угрозы безопасности газоснабжения ФРГ и ЕС».

 

Подчёркивалось, что вынесению вердикта предшествовали консультации с соседними странами ЕС, включая Эстонию, Латвию, Литву, Австрию, Венгрию, Италию, Польшу, Словакию и Чехию.

Как поясняли в ведомстве, это заключение является частью процедуры сертификации в соответствии с федеральным законом об энергетической промышленности Германии. В соответствии с ним обозначенный анализ проводится в случае, если сертификацию проходит оператор газотранспортной сети из страны, не входящей в Евросоюз.

Теперь процесс сертификации продолжит немецкий регулятор — Федеральное сетевое агентство, которому был направлен отчёт министерства. Там также должны дать оценку независимости оператора трубопровода от поставщика, что прописано в нормах Газовой директивы ЕС. Согласно последней, оператор газопровода может быть в собственности компании, добывающей и продающей газ, однако должен гарантировать свою независимость — модель ITO (independent transmission operator). Именно её выбрал оператор Nord Stream 2 AG для прохождения сертификации.

Проект решения самого агентства должен быть опубликован до 8 января 2022 года, так как на исполнение процедуры даётся четыре месяца, а стартовала она 8 сентября. В дальнейшем этот проект передадут на рассмотрение Европейской комиссии.

Печаль «Нафтогаза»

Своё сожаление по поводу решения Минэнерго ФРГ, принятого без консультаций с Украиной, выразил и глава правления НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко, ведь ранее заявку на участие в сертификации подавали «Оператор ГТС Украины» и сам «Нафтогаз». Как отмечал тогда Витренко, участие компании в процедуре обяжет немецкий регулятор учитывать позицию и аргументы украинской стороны.

Теперь же, по его мнению, вероятное прохождение «Северным потоком — 2» сертификации якобы открывает Москве возможности для шантажа ЕС.

«Мы можем рассказать, как сертификация оператора «Северного потока — 2» при текущих условиях, то есть без реального обособления собственности от «Газпрома», без реального доступа третьих сторон к экспортным газопроводам из России в ЕС, несёт критическую угрозу безопасности поставок газа в Германию и другие страны ЕС… Сейчас «Газпром» это показывает уже всей Европе, искусственно ограничивая поставки», — написал Витренко в Facebook.

Он также заявил, что с запуском нового проекта страны ЕС якобы попадут в критическую зависимость от поставок по этому газопроводу, так как есть риск, что Москва решит остановить транзит через Украину. При этом Витренко подчеркнул, что у «Северного потока — 2» нет хранилищ, в отличие от украинской ГТС.

В свою очередь, глава украинского МИД на днях заявил, что у Киева есть чем ответить Москве в случае прекращения транзита.

«На случай если Кремль решит это сделать и разрушить остатки своей репутации как поставщика энергоносителей в Европу, мы имеем ряд ответных асимметричных шагов», — написал Дмитрий Кулеба в Twitter.

В Германии не столь пессимистичны в оценках эффекта от запуска газопровода. Более того, представитель Министерства экономики и энергетики ФРГ Беате Барон отмечала, что «Северный поток — 2» создаст дополнительные возможности для Евросоюза.

«С точки зрения безопасности снабжения ЕС и стран-членов, включая Германию, «Северный поток — 2» представляет собой новые дополнительные пропускные мощности для импорта природного газа. Как новая магистраль, «Северный поток — 2» создаёт больше возможностей для транспортировки, например, во время высокого спроса или в том случае, если на других трубопроводах проводятся ремонтные работы», — проводит её слова ТАСС.

Надёжный партнёр

Помимо Барон, надёжность России как поставщика газа отмечали в Еврокомиссии. В частности, представитель ЕК Тим Макфи в начале октября подчёркивал, что Москва в полном объёме соблюдает все долгосрочные контракты на поставки. Аналогичное заявление в середине месяца сделал и заместитель главы Европейской комиссии Франс Тиммерманс.

«Россия выполняет свои договоры по поставкам газа, у нас нет причины считать, что она оказывает давление на газовый рынок и им манипулирует. Но спрос на газ на мировом уровне огромен. Есть проблемы в Китае, и Россия старается доставить максимальное количество газа в том числе и туда. Но нет причин считать, что Россия манипулирует рынком газа», — цитировал ТАСС его заявление, сделанное в эфире болгарского телеканала bTV.

Президент России Владимир Путин ранее говорил о готовности Москвы увеличить поставки газа в Европу, если на то будет запрос.

«Если нас просят увеличить (поставки газа. — RT) ещё — мы готовы увеличить ещё. Мы увеличиваем настолько, насколько нас просят наши партнёры. Нет ни одного отказа. Ни одного», — подчёркивал глава РФ, выступая на пленарном заседании Российской энергетической недели 13 октября.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также отмечал, что «скорейший ввод «Северного потока — 2» существенно сбалансирует ценовые параметры на природный газ в Европе, в том числе и на спотовом рынке».

Не в интересах Евросоюза

В связи с этим эксперты отмечают, что проволочки в процедуре сертификации «Северного потока — 2» не в интересах Евросоюза.

«В условиях высоченных цен на газ затягивание сертификации лишь усугубит ситуацию. Экономики стран ЕС терпят сейчас колоссальный ущерб, и Европе необходимо решать проблему дороговизны энергоносителей, а сделать это можно только с помощью России. Поэтому не думаю, что желания и соображения Украины будут услышаны», — пояснил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.

Его мнение разделяет заместитель гендиректора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его словам, даже если ЕК всё-таки пойдёт на затягивание процесса сертифицирования, то сделано это будет не из-за Украины.

 

«ЕК может замедлить процесс или заблокировать его своими действиями, но это будет сделано не потому, что так нужно Украине, а потому, что европейцы хотят иметь ещё один рычаг для торга с Россией или в дело вступило американское лобби», — сказал Гривач в комментарии RT.

 

Он также отметил, что Украина находится не в том положении, чтобы угрожать России, которая исходит в своих действиях из контрактных обязательств, коммерческих интересов и запросов рынка, например, по снижению выбросов и повышению надёжности поставок.

«В интересах Киева было бы попытаться наладить конструктивный диалог для продолжения сотрудничества в сфере транзита в будущем, а не выдвигать ультиматумы», — считает аналитик.

В связи с этим Константин Блохин назвал заявление Дмитрия Кулебы о возможных асимметричных шагах в адрес России «истерикой» и попыткой надавить на Европу и США.

«Думаю, что не будет особого ущерба для нас. К тому же прокачка газа через Украину — это дополнительная прибыль. Нам это выгодно», — сказал эксперт.

Однако, уверен он, запуск нового газопровода улучшит ситуацию и поможет сбалансировать цены в Европе. К тому же в «Северном потоке — 2» как никто заинтересована Германия, несмотря на отдельные критические высказывания ряда немецких политиков.

«Для немецкой элиты существует убеждённость в крайней важности «Северного потока — 2». К тому же в его строительство были вложены огромные суммы частных компаний, в том числе и немецких. Поэтому отказ от этого проекта нанесёт экономике Германии больший ущерб, чем все американские санкции, вместе взятые. Достроить газопровод и не использовать его, когда цены на газ сумасшедшие, — это просто преступление против здравого смысла», — резюмировал Блохин.

Авторы: Полина Духанова, Алёна Медведева

Источник: RT, 28.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики