Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В вопросе о нефтяных пошлинах Минск может выкинуть очередной фокус

В вопросе о нефтяных пошлинах Минск может выкинуть очередной фокус

Новый вариант выхода из российско-белорусского нефтяного кризиса — Белоруссия не платит пошлину на нефть, но отдаёт России часть пошлины на нефтепродукты, в принципе, устраивает российскую сторону. Об этом 22 октября в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, главное, чтобы Белоруссия платила. «Вопрос лишь в том, какую же долю от пошлины Белоруссия хотела бы оставить себе, а какую отдать нам. Я бы не стал пока делать далеко идущих выводов, поскольку в отношениях России и Белоруссии есть масса примеров, когда согласие на словах вовсе не означает, что Минск впоследствии действительно соглашается», — отметил он.

Симонов привел два примера таких «фокусов» белорусской стороны. Первый из них — это подписанное в 2006 году газовое соглашение, которое предполагало постепенный переход на формулу ценообразования — «европейская цена минус транзит и минус пошлина на экспорт 30%" с 2011 года. Помимо этого, в 2008 году была предусмотрена скидка к европейской цене в размере 30%, в 2009-м — на 20%, в 2010 году — 10%. «То, что в 2011 году скидок не будет (но будет 30% дисконт на размер пошлины,) Белоруссия прекрасно знала 5 лет назад. А потом мы слышим, что Россия и Белоруссия должны вместе перейти на принцип равнодоходных цен на газ в 2014 году. Но где это прописано? Россия никогда такого не обещала», — отметил он.

Вторым «фокусом» эксперт назвал отказ от соглашения, согласно которому то количество нефти, которое необходимо для внутреннего рынка Белоруссии, поставляется беспошлинно, остальное количество облагается пошлиной. Однако, напомнил он, «впоследствии Лукашенко это не понравилось и он начал истерить».

Константин Симонов считает, что если нынешнее заявление представителей Белоруссии искреннее, то это означает, что власти начали считать реальную экономику поставок. «Достаточно посмотреть на отчеты Белстата. За первое полугодие, российская нефть в среднем обходилась им в 400 долларов за тонну, а венесуэльская — 650 долларов. Вот реальная экономика поставок венесуэльской нефти, которая, обходится дороже российской. Получается, что ввозить и перерабатывать венесуэльскую нефть просто невыгодно. Кстати, переработка в Европе находится сегодня в непростой ситуации — в лучшем случае маржа составляет 1–2%. Поэтому перерабатывать такую дорогую нефть, да еще и продать куда-то — это фантастический сценарий», — отметил он. По словам Симонова, плюс ко всему, нефтепереработка в Белоруссии в первом полугодии 2010 года сократилась на 50%. Поэтому эксперт считает заявления министра экономики Белоруссии Николая Снопкова о готовности отдавать России часть пошлины на нефтепродукты результатом того, что власти страны начали изучать свои собственные статистические отчеты.

Резюмируя, Симонов подчеркнул, что рассматривает две версии причин поведения Белоруссии. «Первая, оптимистическая: у властей страны проснулся разум и они начали считать на калькуляторе свои убытки от венесуэльских поставок. Согласно же второй версии — они просто тянут время, соглашаясь на словах, на деле же выкинут еще какой-нибудь фокус», — отметил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 19 октября замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что РФ должна компенсировать доходы с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии в период, когда пошлины, в связи с началом действия Единого экономического пространства, будут отменены. В связи с этим, Россия намерена получать 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, вывозимых из Белоруссии. 21 октября министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил, что Белоруссия принимает условия России об отмене пошлин на нефть для Белоруссии при условии возврата ей пошлин на нефтепродукты.

Стоит также отметить, что замглавы МИД Белоруссии Андрей Евдоченко 21 октября заявил, что Минск не вопринимает это предложение Москвы как официальное, так как оно должно было быть сделано «по другим каналам».

Источник: ИА REGNUM, 22.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики