Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему страны G20 не решились на радикальные реформы в энергетике

Почему страны G20 не решились на радикальные реформы в энергетике

Никаких радикальных решений о реформировании мировой энергетики на прошедшем 30-31 октября в Риме саммите стран G20 принято не было. Многие ожидали, что лидеры ведущих экономических держав хотя бы согласуют планы по отказу от угольной генерации, но и этого не произошло. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что встреча не оправдала его надежд.

Нельзя сказать, что римская встреча была совсем бесполезна с точки зрения климатической повестки. Участники договорились принять все максимально возможные меры для ограничения глобального потепления 1,5 градусами. Ранее эта цель была только желаемым, а не обязательным результатом. Также страны обозначили приблизительные сроки для достижения нулевых выбросов углерода в атмосферу - к середине века. В большинстве стран ЕС рассчитывают добиться углеродной нейтральности к 2050 году, в России и Китае - к 2060 году. В США и Индии пока не приняли решение по этому вопросу.

Была принята декларация об отказе с этого года от финансирования строительства новых угольных электростанций за рубежом, если оно не будет сопровождаться мерами по снижению выбросов парниковых газов. Но это совсем не та мера в отношении угольной генерации, которая ожидалась экоактивистами. Даже более радикальное решение немного ранее принял углезависимый Китай, который отказался от любого участия в проектах строительства угольных электростанций за пределами страны.

Этот саммит G20 задумывался как триумфальное шествие ценностей климатической повестки, продолжить которое должна была климатическая конференция в Глазго, но энергетический кризис спутал все карты, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Еще некоторое время назад казалось, что по углю в Риме точно буду приняты какие-то резкие решения вплоть до его полного запрета, но их не последовало. Заявления были, например, премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, но они звучали весьма странно на фоне того, что правительство страны субсидирует возобновление работы оставшихся угольных станций, отмечает эксперт.

К этому можно добавить, что в Англии сейчас обсуждается открытие новой угольной шахты в графстве Камбрия. Причем, несмотря на активное противодействие "зеленых", экономическая рентабельность и положительное влияние на рынок труда нового рудника не вызывает сомнений даже у противников проекта.

По мнению Симонова, ярким показателем того, что энергокризис спутал все планы сторонникам скорейшего энергоперехода, стало выступление президента США Джо Байдена. Его речь была очень аккуратна, он выступил за сбалансированный подход в отказе от ископаемых источников энергии. А это фактически то, к чему все время призывает наша страна.

Энергетический кризис в Европе и Азии наглядно показал, что отказ от какого-либо ресурса, равно как и какие-то резкие действия по сокращению вредных выбросов могут быть опасны, считает вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. По его мнению, активное сокращение угледобычи и генерации ТЭЦ на угле стало одной из причин того перекоса в потреблении и производстве энергии, которые привели к кризису. То же самое - в Китае, который нацелился на снижение потребления угля в угоду задачам по сокращению выбросов и при этом столкнулся с нехваткой сырья, веерными отключениями промышленных предприятий и бытовых потребителей.

В итоге на прошедшем саммите G20 были закреплены основные цели климатической повестки, но без конкретики, как они будут достигаться. Что и понятно, сейчас любой запрет, например, того же угля может привести к катастрофическим последствиям. Потребители могут остаться не только с очень дорогой энергией, но вовсе без нее.

Европейские страны, конечно, не признают свои ошибки, но будут теперь принимать решения более осторожно, считает Симонов. Ставка на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) не сработала. Снижение силы ветра в Северном море в среднем всего на 15% уже оказалось критическим, например, для такой страны, как Великобритания.

По мнению Сигала, сокращение потребления угля в ЕС продолжится, но будет проводиться по факту. Вместо него начнет расти потребление газа, который становится главным сырьем в условиях энергоперехода. И прежде чем перейти к увеличению доли ВИЭ в электрогенерации, потребуется создание стратегических запасов ископаемого топлива, что снизит угрозу возникновения нового энергетического кризиса.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 01.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики