Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый контракт с Молдавией усилит позиции «Газпрома» в Европе

Новый контракт с Молдавией усилит позиции «Газпрома» в Европе

Новый контракт «Газпрома» и «Молдовагаза» является политическим компромиссом, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. «Газпром» пошел на финансовые уступки Молдавии, чтобы получить выгодные позиции для диалога с европейской стороной по «Северному потоку – 2».  

Россия и Молдавия договорились по газу

Президент Молдавии Майя Санду заявила, что довольна новым контрактом с компанией «Газпром».

Главным вопросом на переговорах с российским контрагентом Санду назвала цену на газ, а вторым по важности – долги «Молдовагаза». По долгам будет проведен аудит, после которого Кишинев и «Газпром» начнут работу по их реструктуризации.

В прошлом месяце российско-молдавские газовые переговоры были одной из главных тем в антироссийской повестке европейских партнеров. До 1 октября 2021 года действовал долгосрочный контракт «Газпрома» и «Молдовагаза», подписанный в 2008 году.

Соглашение работало по старой схеме «Газпрома»: цены на газ в нем были привязаны к нефтяным котировкам с отсрочкой на полгода. Из-за этого молдаване в сентябре покупали сырье за 250 долларов за тысячу кубометров при биржевых котировках в районе тысячи.  

Препятствием для продления соглашения были долги молдавской стороны, достигшие на 1 октября 2021 года 709 млн долларов. «Газпром» без урегулирования вопроса о долгах отказался переподписывать соглашение на поставку газа.

Стороны продлили контракт на октябрь 2021 года, но по нему газ продавался за 790 долларов за тысячу кубометров, для Кишинева это является неподъемной суммой. Правительство Молдавии сделало запрос о помощи в ЕС и ФРГ, но Брюссель и Берлин недвусмысленно заявили о том, что готовы помочь Кишиневу только политическими заявлениями, а закрывать его долги перед «Газпромом» не будут.

Молдавия является одним из беднейших государств в Европе, с ним конкурируют сегодня только Албания, Косово (не признано РФ) и Украина. Из-за этого долги перед «Газпромом» носят для молдавской стороны хронический характер.

Компромисс не имел альтернативы

«Молдавия является давним клиентом "Газпрома". Изначально было понятно, что переход на спотовые закупки сырья для Молдавии невозможен. Даже в спокойной ситуации, не говоря уже про период галопирующих котировок», – констатирует Перов.  

Молдаване вели переговоры по газу с Польшей, Украиной и Румынией, но сотрудничество с ними вышло бы дороже даже предложения «Газпрома» с ценой в 790 долларов за тысячу кубометров. Молдавия расположена далеко от СПГ-рынка, ближайшие СПГ-терминалы находятся в Польше и Хорватии, качать оттуда газ, во-первых, дорого, а во-вторых, без подготовки технически неосуществимо.

Любые спотовые контракты для Молдавии будут означать перекупку российского газа с биржевой наценкой: все альтернативные поставщики покупают сырье у «Газпрома», пусть в Румынии и на Украине и присутствует собственная добыча.

«Подписание нового пятилетнего контракта с Молдавией является позитивным событием, пусть стороны и не смогли договориться по поставкам газа в Приднестровье. Сообщается, что данная тема стала предметом отдельного разговора», – резюмирует Перов.

Молдавская сторона накопила перед «Газпромом» долг в 7 млрд долларов за поставки газа Приднестровью. Проблема остается нерешаемой: Кишинев не может выплатить даже свои долги, не говоря уже про огромную задолженность непризнанной республики.  

РФ с начала девяностых поставляет газ в Приднестровье, молдавская сторона за сырье не платит, а долг начисляется «Молдовагазу». Проблема будет тянуться до тех пор, пока Кишинев и Тирасполь не признают друг друга.

«Газпрому» было проще пойти на финансовые уступки

«Нам стоит положительно оценивать подписание нового контракта. Если бы "Газпром" не договорился с Молдавией, в компанию бы тыкали пальцем в Европе, рассуждая о том, что произошло с проевропейским правительством в Кишиневе», – заключает Перов.

«Газпром» в 2020 году поставил в Молдавию 3,05 млрд кубов газа. С одной стороны, это немало, а с другой – несущественная величина с точки зрения российского газового экспорта. «Газпрому» проще было пойти на компромисс, чем требовать выплаты молдавской задолженности. Денег у Кишинева нет, а наличие молдавской проблемы может усугубить переговоры по запуску «Северного потока – 2».

«Санду в Европе позиционируют как президента, который борется с коррупцией, решает проблему Приднестровья и победил "коррупционного ставленника Москвы", а Россия якобы использует против нее газ в качестве "энергетического оружия"», – констатирует Перов.  

До «энергетического оружия» на прошлой неделе договорился Жозеп Боррель, еврокомиссар, отвечающий в Брюсселе за внешнюю политику.

«Ситуацию в Европе описывали как попытки Москвы помешать Молдавии двигаться в "светлое будущее". Нельзя недооценивать последствия политических издержек в случае, если бы стороны не договорились накануне зимы», – резюмирует Перов.

Для имиджа «Газпрома» это позитивное решение, но важен вопрос стоимости газа. Санду назвала цену приемлемой для Молдавии, однако Кишинев копил долги даже при стоимости газа в 200–250 долларов за тысячу кубометров.

При актуальных ценах на газ в Европе в районе 800–1000 долларов за тысячу кубов непонятно, как получается выгодная для Кишинева цена, особенно учитывая лоббирование Брюсселем газовых контрактов с привязкой к бирже.  

«Тут ничего не понятно, как образовалась цена в новом контракте. Очевидно, что Молдавия не способна платить высокую цену за газ, поэтому здесь имеют место политические договоренности», – заключает Перов.

Иначе поставки газа по новому контракту не стартовали бы сегодня, об чем только что сообщили в компании «Молдовагаз».

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики