Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что выберет Россия – реальную декарбонизацию или «зеленый камуфляж»?

Что выберет Россия – реальную декарбонизацию или «зеленый камуфляж»?

Российское правительство утвердило стратегию низкоуглеродного развития, в соответствии с которой к 2060 году планируется достичь углеродной нейтральности.

К 2030 ожидается сокращение энергетического экспорта. К 2050 году выбросы парниковых газов сократятся на 80% относительно уровня 1990 года.

31 октября в Глазго открылась 26 конференция ООН об изменении климата. В мае этого года Международное Энергетическое Агентство ООН презентовало программу «Net Zero 2050» о достижении нулевых выбросов углерода в атмосферу.

В Шотландию для участия в конференции прибыли лидеры 120 стран мира. Российский президент Владимир Путин и китайский лидер Си Цзиньпин решили не участвовать в мероприятии.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович объяснил «Журналистской правде», в чем противоречие между нежеланием России обсуждать «зеленую» повестку и утверждением стратегии низкоуглеродного развития.

«Стратегия нужна, так как нас ожидает механизм приграничного углеродного регулирования в Европейском союзе (неофициально называют трансграничным углеродным налогом), который будет переложен на поставщиков различных товаров, в том числе российских производителей промышленных товаров. К этому нужно готовиться. Один из вариантов – всячески изображать зеленый курс, например, заниматься «зеленым камуфляжем» (greenwashing), под которым понимается маркетинговая стратегия, демонстрирующая, что Россия движется в сторону «зеленого» будущего, при том что в реальности сохраняет значительную долю нефтегазового комплекса. Это очень похоже на стратегию Норвегии. Она формально тоже «зеленая», а в реальности значительную часть денег зарабатывает на экспорте нефти и газа. Пройдут десятилетия до того момента, как Норвегия перестанет на этом зарабатывать. По крайне мере, десятилетия два-три точно есть, за это время можно добыть и продать много топлива.

Понимает ли наше правительство, где нужно сделать вид, что мы «зеленые», а где нужно действительно что-то менять – это отдельный вопрос. Например, сейчас планируется увеличить железнодорожные мощности в сторону Китая, чтобы поставлять уголь. Это не совсем понятно: если мы готовимся к низкоуглеродному развитию, то зачем тогда вкладывать большие деньги в развитие железнодорожной инфраструктуры для экспорта угля в Китай? Если мы считаем, что уголь будет не нужен, зачем тратить деньги? В этом прослеживается некая несогласованность: где реальные планы по декарбонизации, а где greenwashing? Мы говорим о том, что продолжаем продавать нефть и газ, и параллельно переходим к низкоуглеродному развитию. Отчасти это похоже на опыт Норвегии. Но понимает ли наше правительство, как найти баланс между тем, что мы обещаем и что действительно реализуем?

Участвовать в форумах стоит, хоть они и носят откровенно странный характер. Например, на форуме ООН в Шотландии обсуждается уход от угля как раз в тот период, когда сами страны Европы увеличили потребление угля, цена на который сильно выросла. Это смешно. Россия, чтобы не выглядеть белой вороной, тоже послала туда специальных людей, которые могут порассуждать на тему изменения климата от имени правительства».

Источник: Журналистская правда, 02.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики