Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В новом решении «Газпрома» увидели сигнал европейцам

В новом решении «Газпрома» увидели сигнал европейцам

Решение «Газпрома» не бронировать дополнительные мощности транзита газа через Украину является сигналом для европейцев касательно необходимости запуска газопровода «Северный поток - 2». Об этом в разговоре с «Рамблером» заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Эксперт напомнил, что у «Газпрома» есть контракт до конца 2024 года на транзит газа через территорию Украины, по которому компания должна прокачивать 109 млн кубометров газа в сутки. При этом в нем прописано условие «качай или плати», в соответствии с которым компания обязана оплачивать оговоренный объем стране-транзитеру.

Аукционы на дополнительные объемы прокачки газа проводятся ежемесячно, поэтому у российской компании еще будет возможность забронировать дополнительные мощности, добавил Юшков.

«Вот сейчас, в октябре, "Газпром" на ноябрь не взял дополнительные мощности, в середине ноября будет аукцион на декабрь. Но судя по тому, что "Газпром" последовательно не берет месячные аукционы на дополнительные объемы прокачки, то и в следующих кварталах, и вообще, может быть, никогда не будет брать сверхконтрактные объемы прокачки через Украину. По всей видимости, он рассчитывает на запуск "Северного потока-2". На то, что если европейцам понадобятся дополнительные объемы газа, тогда он будет их прокачивать через этот газопровод. Здесь идет четкий намек европейцам: "Хотите дополнительные объемы - давайте запускать "Северный поток - 2" и качать дополнительные объемы через него"», - рассказал Юшков.

Он уточнил, что прокачивать газ через Украину российской компании невыгодно.

«Когда "Газпром" качает через Украину, он, во-первых, платит сторонней компании - "Оператор ГТС Украины". Это государственная компания самой Украины. А, например, тот же самый "Северный поток - 2" - его собственником является сам "Газпром", поэтому он платит сам себе. Плюс "Северный поток - 2" - это маршрут, который короче на 1900 км по сравнению с украинским маршрутом, поэтому он для "Газпрома", как ни крути, выгоднее. Кроме того, когда берешь дополнительные аукционы на транзит через Украину, там не только скидка не предоставляется, там, наоборот, повышающий коэффициент к тарифу. А там тариф и так высокий. Поэтому получается, что то, что "Газпром" дополнительно заработает на дополнительных объемах продажи в Европе, он чуть ли не все отдаст Украине. Если мы рассматриваем альтернативу: либо "Северный поток - 2", либо Украина, то, конечно, для "Газпрома" чисто с коммерческой точки зрения выгоднее качать через "Северный поток - 2". Поэтому надеюсь, что европейцы его запустят. Нет никакого смысла бронировать допмощности через Украину», - сказал специалист.

Юшков уточнил, что «Газпром» бронировал дополнительные мощности по транзиту газа через Украину с января по август 2021 года, прокачивая около 125 млн кубометров газа в сутки. Объем недополученной украинской стороной прибыли в связи с решением «Газпрома» эксперт оценил в десятки миллионов долларов.

«Это не миллиарды, это миллионы долларов, то есть не так уж и много. Учитывая, что деньги забирает себе оператор газотранспортной системы, он на них осуществляет прокачку, то бюджету Украины в принципе достается не так много от транзита. Именно государству как таковому. Там все оседает в различных компаниях: в компании "Оператор ГТС Украины", которая передает оставшиеся деньги "Нафтогазу", а "Нафтогаз" выплачивает средства государству исключительно через свои дивиденды. Это большой миф, что Украина живет транзитом. Бюджету Украины достается меньше 1 млрд долларов в год. Это небольшие деньги для государства. Да, не хочется терять ни одной гривны, но, тем не менее, это (отказ "Газпрома" бронировать допмощности - прим. ред.) экономически не "убьет" Украину», - заключил эксперт.

Ранее «Газпром» отказался бронировать дополнительные мощности для прокачки газа через ГТС Украины на первый квартал 2022 года, а также мощности участка газопровода «Ямал-Европа» в Польше на этот же период времени.

Автор: Семен Капранов

Источник: Рамблер, 02.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики