Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Наступающие холода поубавят спесь молдавских политиков»

«Наступающие холода поубавят спесь молдавских политиков»

Почему в Молдавии заговорили о новом контракте с «Газпромом»

«Газпром» не пойдет на дальнейшие уступки Молдавии после подписания пятилетнего газового договора на выгодных именно Кишиневу условиях. По словам экспертов, речи о дополнительных преференциях быть не может. Однако вокруг контракта образуется все больше вопросов: не исключено, что он будет действовать только лишь на зимний период времени. 

После заключения пятилетнего договора с «Газпромом» глава «Молдовагаза» Андрей Чебан заявил, что уже в следующем году у Кишинева появится возможность подписать новое соглашение с российским монополистом. Казалось бы, нынешняя цена на топливо ($450 за тысячу кубометров) должна полностью устраивать Молдавию. К тому же «Газпром» позволил партнерам провести аудит долга, сумма которого достигла $709 млн. Однако, по всей видимости, полученных бонусов оказалось недостаточно, и теперь в Молдавии заявляют о возможности пересмотра соглашения уже в 2022 году.

Закулисный договор

Несмотря на все заверения молдавских политиков и энергетиков, рассказывающих о выгодных условиях нового соглашения с «Газпромом», рынок до сих пор не знает всех нюансов топливного контракта. Как правило, в стандартных европейских долгосрочных договорах российского монополиста функция пересмотра контрактов применяется раз в два года. Но даже если в молдавском контракте предусмотрено ускоренное внесение изменений, «Газпром» не пойдет на очередные газовые уступки с учетом текущих преференций, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, частичное изменение контрактных обязательств возможно только при условии изменений рыночной конъюнктуры – спада или повышения топливных цен, сокращения либо увеличения спроса и т.д.

Если же Чебан прав в своих предположениях, то значит в конце октября речь шла не о подписании полноценного долгосрочного контракта, а о некоем заключении краткосрочного «зимнего пакета», чтобы Молдавия смогла справиться с отопительным сезоном.

«Не исключено даже, что в этом случае арбитражное рассмотрение новых контрактных условий будет подано не со стороны Молдавии, а уже непосредственно самим «Газпромом». Если речь идет о спотовой привязке и дополнительной скидке 50%, как этого хотел Кишинев, тогда после зимы при снижении рыночных цен до $200-300 с нынешних $900 монополист захочет сам пересмотреть договор только в сторону увеличения контрактных условий. То есть, при таком развитии стороны могут прийти к чистой спотовой привязке, чего так не хотел Кишинев», — подчеркнул Юшков.

Схожее мнение высказал и главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. По словам эксперта, главной проблемой текущего долгосрочного контракта является его тайный характер, ведь «Газпром» до сих пор не раскрыл конкретную ценовую формулу соглашения. Громов предположил, что Молдавия и Россия могли прописать в контракте отдельный пакет на осенне-зимний сезон. В этом контексте заявления Чебана из «Молдовагаза» кажутся не такими уж фантастическими.

«Такой пункт в долгосрочных контрактах часто имеет место, особенно при заключении важных соглашений в пожарном порядке, как было в случае с Молдавией и Россией», — заключил Громов.

Экономика vs. политика

В энергетических взаимоотношениях Кишинева и Москвы в большей степени присутствует не экономическая выгода той или иной стороны, а вопросы политической направленности. Будь это по-другому, «Газпром» бы никогда не пошел на столь значительные уступки Молдавии по условиям долгосрочного пятилетнего контракта.

По мнению руководителя Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, разговоры о возможном пересмотре действующего контракта спустя несколько дней после его заключения выглядят, как минимум, странно.

В этом плане заявления главы «Молдовагаза» носят скорее спекулятивный характер с целью прощупывания почвы на предмет дополнительных скидок от «Газпрома».

«Распространение пандемии и наступающие холода поубавят спесь молдавских политиков. В случае дальнейшего повышения биржевых цен Чебан уже вряд ли будет рассуждать о снижении стоимости газа, а напротив, будет рад действующим $450. К тому же не стоит забывать про отложенный долговой аудит. В Кишиневе почему-то считают, что после долговой проверки сумма взыскания обязательно уменьшиться», — подчеркнул Пасечник.

С Пасечником оказался солидарен Громов из Института энергетики и финансов. По мнению эксперта, единственным козырем Кишинева в дальнейших переговорах с «Газпромом» по-прежнему остается нерешенный политический вопрос Приднестровья. Только в случае прямого ультиматума по перекрытию южно-украинского маршрута поставок в непризнанную республику у «Молдовагаза» остается небольшая надежда на пересмотр цен в сторону снижения.

«Сохранение поставок газа в Приднестровье является для России и «Газпрома» вопросом стратегической целесообразности. Именно поэтому Москва фактически простила Кишиневу огромный долг непризнанной республики. Было бы наивно предполагать, что контракт с Кишиневом для Москвы — чисто экономическая история», — резюмировал Громов.

Скидочный тренд

Заявление главы «Молдовагаза» Чебана вполне вписывается в общеевропейский тренд по пересмотру долгосрочных соглашений с «Газпромом». Однако российский монополист не сможет удовлетворить всех просьб со стороны европейских потребителей. Так, например, недавно произошло в случае с Польшей, которая во второй раз попросила «Газпром» изменить условие долгосрочного соглашения. В контексте же Молдавии ключевым фактором будет оглашение конкретной ценовой привязки — спотовой или нефтяной, считают эксперты.

По словам Юшкова из Фонда национальной энергетической безопасности, молчаливость «Газпрома» по поводу условий долгосрочного контакта вызывает некоторые опасения. То, что в настоящее время в Молдавии многие говорят едва ли не о полной победе, вызывает настороженность, ведь у Москвы перед сделкой на руках были железобетонные преимущества – у Кишинева не было альтернативных поставщиков, страна входила в отопительный сезон без соглашения и т.д.

«У Молдавии не было на руках никаких инструментов давления на «Газпром». Тем не менее, они выбили себе комфортную цену, а теперь еще говорят о ее дальнейшем снижении. То есть, «Газпром» явно что-то недоговаривает», — предположил Юшков.

По его словам, если в контракте прописана нефтяная привязка, то это тревожный знак для Кишинева. При таком раскладе цены после зимы будут увеличиваться с учетом текущих $80-85 за баррель. «В этом случае, возможно, Чебан беспокоится именно по этому поводу», — сказал он.

Эксперт добавил, что тактика привлечения политической лояльности в обмен на предоставление скидок для «Газпрома» уже не работает. Так во многом произошло в случае с Молдавией, тот же сценарий произошел ранее с Украиной. Напротив, предоставляя преференции контрагентам, российский монополист, сам того не желая, усиливает их экономические аппетиты, что негативно отражается на выручке энергетической компании.

«Газпрому» необходимо отойти от схемы — скидка в обмен на лояльность. Даже получив от Москвы выгодный контракт, Кишинев умудряется не только говорить о его пересмотре, но и оставляет в силе проевропейский курс, подразумевающий введение на территории страны Третьего энергопакета», — заключил эксперт.

Автор: Анатолий Акулов

Источник: Газета.Ru, 03.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики