Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Киев обсудят газовый вопрос

Москва и Киев обсудят газовый вопрос

В среду на Украине пройдет заседание Комитета по вопросам экономического сотрудничества под руководством премьер-министров Владимира Путина и Николая Азарова

Эксперты, опрошенные «Голосом России», сходятся во мнении, что главными темами предстоящей встречи станут создание совместного предприятия (СП) между «Газпромом» и «Нафтогазом», перспективы украинской газотранспортной системы (ГТС) и стоимость газа.

Еще летом премьер Путин дал понять, что Россия уже пошла на все возможные уступки и сейчас продает газ Украине по цене, которая значительно ниже европейской. Однако в самом Киеве надеются на новые скидки.

Вопрос создания СП между «Газпромом» и «Нафтогазом» обсуждается уже полгода, стороны так и не смогли найти приемлемый вариант. На карту поставлена украинская ГТС, поглощения которой «Газпромом» так боятся в Киеве. Годы оранжевого правления привели к своеобразному взгляду украинцев на свою ГТС, отметил в интервью «Голосу России» директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов:

«С одной стороны, украинцы верят в то, что они живут в великой стране, а с другой — они считают, что если они отдадут трубу, то вся страна рухнет. Выходит, что великая страна держится исключительно на одной газовой трубе? Убери эту трубу и не будет великой Украины? Это очень серьезный парадокс, который существует в головах украинцев».

Вопрос модернизации украинской ГТС напрямую связан со строительством «Южного потока». Москва уже не раз говорила, что этот проект наряду с «Северным потоком» дает возможность гарантировать газовые поставки потребителям в Европе. Киев же с каждым днем все настойчивее предлагает использовать южное направление своей ГТС и говорит, что этот вариант гораздо дешевле. Модернизации участка ГТС обойдется в 1,5 миллиарда евро, тогда как «Южный поток» стоит 25 миллиардов. Киеву куда важнее понять, что потеряет Украина, когда заработает «Южный поток», считает Константин Симонов:

«Если „Южный поток“ будет построен, то тогда суммарная мощность „Северного“ и „Южного“ потоков позволит отказаться от Украины как от транзитной страны. Это означает, что Украина потеряет примерно 3 миллиарда долларов в год транзитных платежей, не получит деньги на ремонт ГТС, ее труба превратится в кучу металлолома, а население будет получать газ по цене близкой к европейской».

Чтобы избежать всех этих проблем и спасти свою ГТС, Киев, скорее всего, пойдет на более активное сотрудничество с «Газпромом». Политолог Евгений Минченко отметил:

«Для Украины есть несколько важных моментов. Один из них — гарантии загрузки ГТС Украины. Я думаю, что быстрых решений здесь нет. Однако в течение ближайших года-двух это совместное предприятие может быть создано».

Вместе с тем, эксперты отмечают, что газовый вопрос на этой встрече не единственный. Скорее всего, в Киеве будут подписаны соглашения о создании совместных предприятий в авиастроении и атомной энергетике. Напомню, что ранее Николай Азаров и Владимир Путин договорились о полномасштабном сотрудничестве между российской Объединенной авиастроительной корпорацией и украинским государственным авиастроительным концерном «Антонов». А в начале октября стало известно, что страны работают над созданием СП по обогащению урана.

Автор: Анна Форостенко

Источник: Голос России, 26.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики