Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Перов: Стратегия низкоуглеродного развития России вызовет жесткую критику со стороны мирового сообщества

Александр Перов: Стратегия низкоуглеродного развития России вызовет жесткую критику со стороны мирового сообщества

Правительство по поручению президента подготовило Стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года. Документ позволит адаптировать экономику к глобальному энергетическому переходу и добиться углеродной нейтральности к 2060 году. Проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов, начнут реализовывать уже со следующего года в таких сферах, как энергетика, промышленность, ЖКХ, также будут затронуты транспорт, строительство и сфера обращения с отходами.

Документ Агентству нефтегазовой информации прокомментировал руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов:

- Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Стратегия является в значительной мере формальным документом. Обращает внимание, что большая ее часть посвящена всякого рода справочной информации, что позволило сотворить достаточно большой по объему текст. Однако смысловая часть документа весьма лаконична. Фактически главная задача Стратегии - выполнение условий соответствующей статьи Парижского соглашения. Надо было что-то предъявить так называемому «мировому сообществу», это и было сделано. Причем, утвердили Стратегию как раз в самый канун конференции ООН по климату в Глазго. Так что во многом данный документ является лишь галочкой, которую нужно было поставить, поскольку это было обещано в рамках Парижского соглашения.

И всё же в смысловой части Стратегии есть кое-что интересное. Напомним, что более-менее расписаны лишь два сценария из четырех – базовый и интенсивный. Так вот, обращает внимание, что об установлении ценового регулирования выбросов парниковых газов упоминается лишь в интенсивном сценарии. В базовом варианте этот вопрос, ставший «камнем преткновения» российской климатической политики, скромно умалчивается. Это служит хорошим, пусть и косвенным, свидетельством того, что регуляторы пока не стремятся излишне форсировать болезненную для отечественного бизнеса тему введения цены на углерод.

Другим примечательным, но и ожидаемым, моментом стало то, что в Стратегию по итогу решено было не включать цель достижения углеродной нейтральности к конкретной дате. Напомним, что в одном из ее вариантов в качестве таковой назывался 2060 год. По итогу решено было ограничиться очень размытой формулировкой о том, что интенсивный сценарий низкоуглеродного развития позволит достичь углеродной нейтральности во второй половине XXI века ближе к его завершению. То есть, формально Россия как бы не отказывается от цели достижения нулевых выбросов, однако, перенесла этот срок на многие десятилетия вперед. Объявлено об этом со страниц Стратегии весьма неуклюже, что, очевидно, вновь вызовет жесткую критику со стороны пресловутого «мирового сообщества». То есть, в имиджевом плане позиция России здесь очевидно пострадает. Но не критично.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 03.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики