Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все белорусские проекты доставки энергоносителей – абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения

Все белорусские проекты доставки энергоносителей – абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения

«Россия никак не может блокировать поставки нефти через Одессу или газа через Литву, — заявил корреспонденту журнала „Нефть России“ Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. — Другое дело, что все эти проекты — абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения. Начнём с газа. Минск намерен получать СПГ из Литвы. Ну и прекрасно — да только откуда у Литвы СПГ? Его там и не будет в обозримом будущем. Сегодня много болтовни о создании СПГ-терминалов в балтийском регионе, но даже строительство аналогичного объекта в польском Свиноустье пока идёт неспешными темпами. А ведь есть и ещё одна проблема — ограниченная проходимость балтийских проливов, на которую на удивление мало обращают внимания.

Теперь о нефти. Минск намерен закупать её у Венесуэлы и затем везти её через Одессу или Прибалтику… Вот вам примерная экономика этого процесса. Комплекс операций по перекачиванию сырья из танкера в портовое хранилище одесского морского торгового порта стоит примерно 7,3 доллара за 1 т. Затем оттуда нефть перегружается в железнодорожный подвижной состав — это еще 5,9 долларов за 1 т. Хранение углеводородов в порту тоже платное. Оплачивается также использование территории порта при выполнении погрузки в железнодорожные цистерны (1,8 доллара за 1 т). Ставка закрытого хранения экспортно-импортных и транзитных грузов за каждые сутки льготного срока (60 суток после четырёх дней бесплатного технологического хранения) составляет 0,08 украинской гривны за 1 т. Так как партия нефти равная 80 тыс. т вывозиться с территории порта в течение 20 суток, стоимость её хранения не превышает 0,1 доллара за 1 т. Итак, итоговая цена перевалки сырья в одесском порту составляет около 15 долларов за 1 т.

Далее осуществляется транспортировка нефти через Украину. Вопреки расхожему мнению о том, что Россия чему-то там мешает, Киев даёт льготы на транзит. За провоз 10 т нефти на 1 км Белоруссия платит 0,27 доллара. Так как протяжённость маршрута из Одессы до белорусской границы составляет 945 км, то стоимость перевозки железнодорожным транспортом равняется 25,51 доллара за 1 т. Так что доставка „чёрного золота“ обойдётся примерно в 40 долларов за 1 т. Что же касается трубопровода, то даже „оранжевый“ Ющенко не смог „развернуть“ трубу Одесса — Брода для казахской нефти. Потому что это нерентабельно. Что уж говорить про сырьё из Венесуэлы, которое должно предварительно пересечь всю Атлантику. Теперь — Прибалтика. Общие транспортные затраты на доставку 1 т венесуэльской нефти из порта Клайпеда до Новополоцкого НПЗ составили бы 35–40 долларов. Дешевле всего возить через эстонскую Муугу, но этот порт способен пропускать лишь два танкера с партиями по 80 тыс. т в месяц. В общем, не удивительно, что „чёрное золото“ из Венесуэлы обходилось Беларуси в первом полугодии 2010 г. в среднем в 656 долларов за 1 т. Цифра для Минска убийственная. Собственно, не удивительно, что переработка нефти в первом полугодии у него упала на 50%».

Источник: Нефть России, 26.10.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики