Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Митрахович объяснил, какие факторы тормозят строительство АЭС в Узбекистане

Аналитик Митрахович объяснил, какие факторы тормозят строительство АЭС в Узбекистане

Узбекистан всерьез озадачился вопросом строительства АЭС, сегодня проект проходит оценку с точки зрения транспарентности и экономической целесообразности. Об этом заявил глава МИД республики Абдулазиз Камилов в интервью российским СМИ.

АЭС станет первым объектом атомной энергетики в Центральной Азии, ее запуск запланирован на 2028 год. Реализация проекта предполагается при участии госкорпорации «Росатом», с узбекской стороны стройку курирует национальное агентство по атомной энергетике «Узатом». Начало строительства станции ожидается в 2022 году. На сегодняшний день ведется подготовка к подписанию генеральных контрактов.

 

«Ведется тщательное изучение проекта, причем по нескольким направлениям. Будем изучать отношение к данному вопросу общественности не только Узбекистана, но и соседних государств», — сказал Камилов.

 

Одновременно с этим Узбекистан активно развивает «зеленую энергетику», инвестируя в ветровую и солнечную. О том, может ли это стать поводом для отказа от строительства АЭС в республике, рассказал генеральный директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович.

По словам эксперта, согласно докладу Международного энергетического агентства о развитии мировой энергетики, хотя выработка АЭС будет расти до 2050 года, доля атомной энергетики в выработке всей энергетики снизится. Это произойдет за счет того, что в целом электроэнергетика будет расти быстрее, чем выработка АЭС. Доля атомной энергетики может снизится с 10% до 8% .

 

«Узбекистан — это энергодефицитная страна, потребление энергии там растет, и атомная энергетика, которая позволяет производить большие объемы электроэнергии на компактных установках — решение, которое напрашивается. Но это во многом вопрос политического решения. Мы видим, что у республики больше планы развития солнечной и ветровой энергетики. Руководство озвучило планы построить 5 ветровых и 7 солнечных электростанций. Хорошие планы, и, безусловно, в стране существуют все условия для их реализации. Есть огромное количество пустынь, которые покрыть специальными модулями», — пояснил Сидорович.

 

Покроет ли это потребность населения Узбекистана? В значительной степени — да. Больше половины электроэнергии смогут вырабатывать ветровые и солнечные электростанции, но они имеют свои особенности, из-за чего полностью переходить на альтернативную энергетику сегодня не стоит.

 

«Всем известны естественные характеристики солнечно-ветровой энергетики. Она нестабильна. Солнце ночью не светит, а электроэнергию потребляют не только днем. Поэтому в энергосистеме требуются соответствующие решения, чтобы обеспечивать надежную, стабильную и круглосуточную работу», — объяснил специалист.

 

У Узбекистана большие планы на развитие «зеленой энергетики», уже проведены тендеры и разыграны соответствующие мощности. Первая электростанция мощностью в 100 мегаватт введена в строй в присутствии президента Узбекистана.

 

«Я думаю, что все будет развиваться. И хотя технологии производства электроэнергии, конечно, между собой в какой-то степени конкурируют, с другой стороны, можно строить и атомные электростанции и солнечно-ветровые. Это не выбор "или-или". Они будут дополнять друг друга», — сказал Сидорович. 

Проекты атомной энергетики всегда сложны с точки зрения принятия политических решений. Поэтому неудивительно, что эти проекты достаточно долго обсуждаются и реализуются. Это не просто энергетический выбор, это еще и политический выбор. Большая ответственность лежит на тех, кто принимает такое решение. Солидарное мнение в интервью редакции высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

По словам аналитика, строительство АЭС накладывает определенные обязательства перед зарубежными партнерами. Нужно будет отчитываться перед МАГАТЭ, возвращать большие деньги, которые были потрачены на строительство станции, договариваться о вывозе отработанного ядерного топлива. Однако это не единственный фактор, который может «тормозить» строительство АЭС.

«У Росатома есть проекты в самых разных странах мира, и я не вижу каких-то препятствий, почему бы и не построить АЭС в Узбекистане. Но наверное, я бы все-таки использовал то, что находится непосредственно под рукой. Узбекистан – газодобывающая и газоэкспортирующая страна. Газа действительно много, поэтому напрашивается решение сделать станцию именно на его базе. Плюсы очевидны: понятно, как она работает; это намного дешевле; механизмы уже отработаны. И этот фактор тоже тормозит строительство АЭС. Под рукой у Узбекистана находятся достаточно большие запасы газа, и, мне кажется, разумно было бы их использовать», — резюмировал эксперт.

Автор: Вячеслав Филиппов

Источник: NewInform, 05.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики