Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США начали новый виток сражения против «Северного потока-2»

США начали новый виток сражения против «Северного потока-2»

Сенаторы потребовали новых санкций

Вашингтон начинает новый раунд внешнеполитического сражения с расширением присутствия российских энергоресурсов на европейском рынке. Шестеро американских сенаторов предложили внести соответствующую поправку в законопроект об оборонном бюджете США. Подобные ограничения вводились и раньше, однако сейчас, когда уже достроенный «Северный поток-2» готов обеспечить Европу необходимым сырьем, требования заокеанских парламентариев грозят странам Старого Света серьезными топливными проблемами.

А нашей стране, вполне возможно, придётся в очередной раз пересматривать свои отношения с западными партнерами.

С очередной инициативой, предусматривающей введение новых санкций против «Северного потока-2» (СП-2), выступила группа американских сенаторов. Эти санкции они предложили внести в законопроект об оборонном бюджете США на 2022 год. Претензии не отличаются новизной — как и ранее удар направлен по «любой организации, ответственной за планирование, строительство и эксплуатацию проекта», а также против основного акционера трубопровода.

С одной стороны, внедряемая мера рассчитана непосредственно на бенефициаров СП-2, а также на компании, материально заинтересованные в реализации газа, экспортируемого по этому маршруту, на европейских торговых площадках. Речь о «Газпроме» и его дочерней структуре — зарегистрированном в Швейцарии операторе проекта Nord Stream 2, который в конечном счете и будет заниматься эксплуатацией трубы. Многие связанные как с российскими, так и зарубежными участниками проекта структуры уже попали под международные санкции, что не помешало завершению укладки «Северного потока-2» через акваторию Балтийского моря — по территориальным и исключительным экономическим зонам Финляндии, Швеции и Дании.

Вместе с тем, время для очередного демарша против российского газопровода американские парламентарии выбрали явно не случайно — «Газпром» уже заявил о полной готовности трубопровода к коммерческим поставкам топлива и до конца года обещает прокачать по новой трубе не менее 5 млрд кубометров газа. Тем не менее, российской монополии необходимо преодолеть «последнюю милю» — получить сертификацию СП-2 в европейских регулирующих инстанциях. Очевидно, американские сенаторы хотят своими шагами если не «напугать» европейских регуляторов, то, по крайней мере, посеять в них сомнения в необходимости выдачи разрешительных сертификатов.

В первую очередь, за выдачу такого разрешения отвечает Федеральное сетевое агентство Германии, к пограничным пунктам и распределительным сетям которой подключен газопровод. По действующим в Евросоюзе законодательным требованиям, вынесение решения (не обязательно носящего положительный характер), с учетом всех административных процедур может растянуться на несколько месяцев — по данным агентства Bloomberg окончательный ответ может быть дан не позднее 8 мая 2022 года. Кроме того, в процессе сертификации участвуют польские и украинские эксперты. Хотя представители этих стран официально не могут поставить вето на поставки через СП-2, они способны отсрочить полноценное использование трубы на неопределенный срок. Новые санкции американских сенаторов, естественно, сыграют на руку европейским недоброжелателям проекта.

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, очередной шаг против СП-2 можно считать символичным. «В Вашингтоне борьба с «Северным потоком-2» позиционируется как символ противостояния Кремлю, а участие в этой борьбе превращается в медийный проект отдельных политических групп США. Политики спекулируют на теме санкций против газопровода, стремясь заработать политические очки. Однако эти санкции сами по себе не являются юридическим документом для исполнения в Европе, а носят рекомендательный характер», — отмечает эксперт.

Иными словами, немецкие регуляторы могут как воспользоваться вашингтонским «советом», так и отказаться от подобных навязываемых форм энергетического диалога с Москвой. По мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, не стоит забывать, что консорциум Nord Stream-2 включает в свой состав порядка десятка ведущих западноевропейских энергетических корпораций, которые могут сформировать конструктивный диалог с любыми заинтересованными регуляторами рынка в Брюсселе.

Стоит признать, что европейские трейдеры, которые напрямую не связаны с СП-2, в любом случае смогут покупать и продавать российский газ — вне зависимости от транспортной системы, по которой будет предоставляться топливо. «Однако положение на сырьевом рынке планеты достаточно шаткое, - напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, — Сейчас Европа ощущает существенный дефицит топлива, и странам Старого Света жизненно необходимы дополнительные поставки газа. Своими претензиями к России американские сенаторы дают европейским партнерам повод для раздумий: стоит ли выдавать положительное решение на запуск СП-2, или подождать снижения биржевых цен на «голубое топливо», чтобы сбить стоимость долгосрочных российских углеводородов».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 09.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики