Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго поддерживает идею о доступе "Роснефти" к экспорту газа

Минэнерго поддерживает идею о доступе "Роснефти" к экспорту газа

Минэнерго поддерживает идею предоставить "Роснефти" доступ к экспорту газа на основе агентского договора с "Газпромом". Об этом сообщил глава ведомства Николай Шульгинов в интервью газете "Коммерсант".

Дискуссия по вопросу доступа к экспортным газопроводам других компаний идет уже много лет. Пока экспортировать трубопроводный газ по российским законам имеет право только "Газпром". До определенного момента это правило особенно не влияло на объемы экспорта газа из нашей страны, но после окончания строительства "Северного потока-2" обсуждение разгорелось вновь. Причина в том, что обновленная в 2019 году газовая директива ЕС ограничивает до 50% возможность использования трубопровода для его владельца. В случае с "Северным потоком-2" - это "Газпром", поэтому мощность газопровода для компании сокращается вдвое, с 55 млрд кубометров в год до 27,5 млрд кубометров.

Применение этого правила к "Северному потоку-2" оспаривается оператором его строительства - компанией Nord Stream AG в европейских инстанциях, но пока безуспешно. Агентский договор позволит "Роснефти" поставлять газ в Европу от своего имени, не меняя российского законодательства.

"Роснефть" готова поставлять по "Северному потоку-2" 10 млрд кубометров газа в год. В достоинства этого варианта можно записать, что у "Роснефти" заключено соглашение на поставки газа с британской BP. Рабочий контракт не получается подписать из-за отсутствия у компании доступа к экспорту газа.

По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, объем 10 млрд кубометров, конечно, не решает проблему 50-процентного заполнения "Северного потока-2" альтернативным (то есть не принадлежащим "Газпрому") газом, но ресурсные возможности "Роснефти" не ограничиваются этим количеством.

Компания в этом году запустила свой крупнейший проект "Роспан" с годовой добычей порядка 21 млрд кубометров газа. В первом квартале была введена в опытно-промышленную эксплуатацию первая очередь проекта, к концу года будет запущена вторая очередь, что приведет к значительному росту добычи в 2022 году. Также в стадии активной реализации находится газовый проект Харампур. Компания планирует запустить его в конце 2022 года с выходом на полку 11 млрд кубометров газа в 2023 году.

Есть и обратный взгляд на проблему. Действие Газовой директивы ЕС на "Северный поток-2" это не простое крючкотворство и бюрократия европейских чиновников. Это планомерная борьба с увеличением энергетического влияния России в Европе. Причем вдохновителем противодействия российскому проекту были США, которые в итоге вынуждены были пойти на уступки Европе, но совсем не зарыли топор войны. Нет никаких гарантий, что Евросоюз не найдет возражений против увеличения пропускной способности "Северного потока-2" для российского газа, особенно если учесть, что главным акционером обеих компаний является государство.

С точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, сама постановка вопроса неприемлемая. Она покажет нашим партнерам на Западе, что можно заставить Россию отказаться от своей энергетической политики, создав искусственные преграды для работы инфраструктуры, построенной по взаимной договоренности и к взаимному интересу.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики