Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Среднеазиатский газ объявлен новым спасением Украины

Среднеазиатский газ объявлен новым спасением Украины

Среднеазиатский газ является давней мечтой Киева, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Однако чем больше на Украине будут предаваться таким мечтаниям, тем меньше у них шансов сохранить газовый транзит после 2024 года.

Украина ударилась в Центральную Азию

Глава компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко заявил, что украинская газотранспортная система (ГТС) значительно удобнее газопровода «Северный поток – 2» из-за наличия резерва труб и относительной близости к месторождениям Центральной Азии.

Витренко давно спекулирует на теме закупок газа в Туркмении, но в целом его предложения являются анекдотом. Туркменский газ может поставляться только через российскую ГТС, и на выходе он в любом случае будет дороже сырья из России.

Про такие идеи не говорят даже в ЕС: у европейцев был проект Nabucco по транзиту туркменского газа через Каспий, Азербайджан, Грузию и Черное море, но его экономические перспективы даже ниже, чем у газопроводной системы через Афганистан.

Витренко, как Ленин с броневика, продолжает вещать про то, что Киев будет покупать газ у Ашхабада, а РФ будет его транзитировать на Украину. Для Витренко такие заявления типичны. В 2020 году чиновник был в течение нескольких месяцев исполняющим обязанности украинского министра энергетики и предлагал перевести все 15 ядерных энергоблоков страны на топливо Westinghouse. 

 

Данное решение гарантированно обернулось бы аварией, а то и техногенной катастрофой, учитывая опыт замены российских ТВЭЛ на топливо Westinghouse на украинских и европейских АЭС. Кроме того, это бессмысленно для атомной энергетики Украины. Там надо менять не поставщиков топлива, а ядерные реакторы, которые скоро израсходуют ресурс, а их замена – десятилетний труд.

Аналогичная ситуация с украинской ГТС. Витренко и Сергей Макогон из компании «Оператор ГТС Украины» на регулярной основе критикуют «Северный поток – 2», используя для этого разные площадки, включая американское издание Politico.

Макогон в одной из статей насчитал, что российская ГТС выбрасывает больше CO2, чем украинская, и сделал вывод, что транзит сырья через Украину оптимальней с точки зрения экологических планов Евросоюза, чем через «Северный поток – 2». Он без всякого стеснения проигнорировал факты, что российская система в десятки раз длиннее, чем украинская, что «Северный поток – 2» построен по новым технологиям и что газотранспортные мощности на Украине израсходовали заложенный ресурс. 

 

Целью риторики Витренко и Макогона является создание благожелательного фона на Западе, но делается это настолько топорно, что никто из западных экспертов не воспринимает украинские аргументы. В ЕС критикуют РФ и «Северный поток – 2» с других позиций.

Украинская политика непрагматична

«Разговоры про среднеазиатский газ являются украинской мантрой, они об этом говорят сто лет в обед, но инфраструктура действительно позволяет работать в этом направлении. Первый газопровод "Союз", проложенный через Украину, был создан для транспортировки газа в восточноевропейские государства из Узбекистана и Туркменистана», – констатирует Гривач.

Через «Союз» более 50 лет назад начались первые советские поставки газа в Австрию и страны Западной Европы. Однако это не значит, что данный маршрут в современных условиях экономически целесообразен.

«Что касается свободной инфраструктуры на Украину, то это следствие строительства альтернативных маршрутов – "Турецкого потока", "Северного потока – 2". В противном случае у украинцев было бы все загружено, а их направление представляло бы собой пороховую бочку, учитывая, как на Украине содержат и обслуживают газотранспортную инфраструктуру», – заключает Гривач

 

Украинская ГТС устаревает, а Витренко не предлагает проектов по ее модернизации. Украина десятки лет систематически не вкладывает нужное количество средств в обслуживание ГТС, из-за чего состояние трубы и оборудования находится на критичном уровне.

«Газ сегодня стабильно транзитируется через Украину благодаря "Северному потоку – 1" и "Турецкому потоку", которые уменьшили объемы прокачки и позволили украинским мощностям справляться с актуальными задачами», – резюмирует Гривач.

Если бы объем транзита через Украину был больше, то это стало бы угрозой для безопасности поставок в Европу. По контракту 2019 года «Газпром» должен поставлять через украинскую ГТС 109,3 млн кубов в день или 40 млрд кубов в год. Компания не будет выкупать дополнительные транзитные мощности, пусть и в последние два дня поставки находятся на контрактном максимуме.

Транзит газа через Украину стоит дороже поставок через «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», не говоря уже про политические риски, которые связаны с данным маршрутом. Украинцы сами лишают себя газотранспортных перспектив. 

 

«Будущее украинской ГТС зависит от ситуации на рынке и состояния инфраструктуры. Если проанализировать, сколько денег вкладывается в поддержание и развитие украинской системы, то это курам на смех. Киев с гордостью рассказывает, что будет вложен 1 млрд долларов в течение десяти лет, однако для такой протяженной системы это даже не копейки, а полкопейки», – констатирует Гривач.

У украинского транзита может быть будущее в том случае, если его адаптировать под нужды рынка и вложить в развитие адекватные деньги, но для этого необходимо заниматься реальной работой, а не мечтать о среднеазиатском газе.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики