Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев игнорирует пример Венгрии и Молдавии ради мнимой независимости от энергоресурсов РФ

Киев игнорирует пример Венгрии и Молдавии ради мнимой независимости от энергоресурсов РФ

Политический курс сбивает Киев с важного для страны пути: Украине необходимы прямые поставки газа и угля. Согласятся ли киевские власти спасти страну от кризиса через укрепление связи с Россией, рассказывает ФБА «Экономика сегодня».

Официальному Киеву следует сделать шаги к обеспечению энергетической безопасности страны, заключить прямой контракт на поставки газа из Российской Федерации и продлить контракт на транзит российского газа через свои территории, заявил сопредседатель фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) в Верховной раде Юрий Бойко в эфире программы «Право на власть» на телеканале «1+1».

В Раде ругают Киев за бездействие

Парламентарий подчеркнул, что украинским властям стоит последовать примеру Венгрии и Молдавии в вопросе достижения прямых договоренностей с российской стороной. При этом критически важной задачей для Киева, по мнению Юрия Бойко, является продление контракта на транзит топлива в европейские страны через украинскую газотранспортную систему, поскольку «от этого зависят поступления в бюджет и энергобезопасность» страны и Европы.

Украине следует прекратить политические распри с Российской Федерацией и Белоруссией, чтобы обеспечить возможность дополнительного ввоза угля в страну, уверены в партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». Председатель фракции Бойко настоятельно порекомендовал официальному Киеву сконцентрировать все ресурсы на решении перечисленных задач и создать антикризисный штаб. 

 

«В действительности Украина не переставала пользоваться российским газом, а просто получала его путем так называемого реверса, который на самом деле был виртуальным. Фактически государство напрямую забирало голубое топливо из трубы, ведущей в Европу.

Но одновременно с этим украинские власти не пойдут на контакт с Российской Федерацией ради прямых и недорогих поставок сугубо по политическим причинам», – прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Контракт с РФ остается главным достижением Украины

В декабре 2019 года кризис на Украине удалось предотвратить благодаря тому, что Москва и Киев после длительных и сложных переговоров из-за позиции украинских властей согласовали продление транзита российского газа через украинскую территорию на период с 2020 по 2024 год с возможностью продления соглашения на десять лет.

«Дальше этого соглашения Киев не пойдет, ссылаясь на политические основания, и не перестанет заниматься виртуальным реверсом ради прямых закупок у России. Поэтому в ближайшее время мы этого не дождемся», – категорично заявил эксперт.

Контракт предусматривает транзитные объемы в 65 млрд кубических метров газа в 2020 году и 40 млрд кубометров ежегодно с 2021 по 2024 год. При этом стороны сотрудничают по принципу «качай или плати», в рамках которого Украина взимает плату за транзит в объеме забронированных мощностей даже в том случае, когда объемы фактической прокачки меньше оговоренных. Так, в прошлом году транзитные объемы российского газа в европейские страны через украинскую газотранспортную систему составили 55,8 млрд кубических метров, что стало самым низким показателем за последние 30 лет. 

 

«Если предстоящая зима окажется очень суровой и Украина столкнется с проблемами в газоснабжении, призывов к заключению прямого договора с российской стороной станет больше. Многое будет зависеть от погодного фактора.

Однако нельзя исключать и того, что украинская сторона попытается ужесточить политические противоречия, спровоцировать газовую войну. Но при этом Киев всячески будет избегать возможностей приобрести ресурс напрямую», – подытожил Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 12.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики