Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт исключил возможность Киева помешать сертификации «Северного потока – 2»

Эксперт исключил возможность Киева помешать сертификации «Северного потока – 2»

«Участие украинских операторов – всего лишь политическая вежливость со стороны Германии», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, комментируя допуск «Нафтогаза Украины» и «ОГТСУ» к сертификации оператора «Северного потока – 2».

«Германия хочет продемонстрировать, что не бросает Украину на произвол судьбы, поддерживает ее евроинтеграционные стремления и учитывает ее точку зрения – сказал старший научный сотрудник Финансового университета, эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович. – Есть определенная инерция поддержки Украины со времен Майдана, и здесь она сыграла роль. Однако из этого не следует, что Германия будет принимать решения, исходя из того, что ей скажет «Нафтогаз» или гендиректор ОГТСУ [Сергей] Макогон».

Участие Украины в процедуре сертификации можно сравнить с участием Польши, объяснил Митрахович. «Месяца полтора назад польская компания PGNiG заявила о желании участвовать в сертификации «Северного потока – 2», и ее взяли участвовать. И что? Уже пошли новости из Германии, что поляки жалуются, что их точку зрения послушали, но не приняли к сведению. По аналогии, «Нафтогаз», конечно, пошлет в Федеральное сетевое агентство Германии своего представителя, который выступит там с очередной презентацией [о том], какой «плохой» [проект] «Северный поток – 2», или просто пришлет туда какой-нибудь текстик. Немцы эту презентацию послушают, текстик посмотрят, скажут: «Ваша точка зрения принята во внимание», – и больше ничего делать не будут», – уверен эксперт.

Юридических оснований для участия Украины в сертификации «Северного потока – 2» нет, считает Митрахович. «Немцы могут пригласить [участвовать в сертификации оператора газопровода], кого хотят. Так же они могли бы пригласить Мадагаскар. Это просто добрая воля Германии. Нет такого документа, насколько мне известно, в правительстве Германии, который обязывал бы слушать мнение Украины. Тогда можно послушать и мнение Турции, мнение Азербайджана. Это просто добрая воля немцев. В самой Украине считают, что «Северный поток – 2» влияет на всю ситуацию в Европе в целом, а на Украину он влияет негативно, и поэтому мнение Украины должно быть услышано. Но немцы не были обязаны приглашать Украину [участвовать в сертификации оператора газопровода «Северный поток – 2»]. Даже Польшу, по большому счету, можно было не приглашать участвовать в сертификации, хотя Польша – часть Евросоюза», – отметил эксперт.

Мнение стран Евросоюза может быть учтено, когда Европейская комиссия будет проводить то решение, которое примет Федеральное сетевое агентство Германии: через Европейскую комиссию, через бюрократию эти страны могут влиять на решение вопроса. «Но Украина не входит в ЕС – отметил эксперт. – А соглашение об ассоциации с ЕС не дает Украине права руководить действиями Европейской комиссии по этому вопросу или действиями Германии».

На затягивание процедуры сертификации «Северного потока – 2», которая должна состояться весной-летом 2022 года, повлияет не участие Украины, а немецко-европейские факторы, отметил Митрахович. «Немцы могут использовать Украину как предлог, но в реальности все равно это будут немецкие решения. Немцы ждут, когда будет сформирована новая коалиция в правительстве. Формально у них есть четыре месяца, [поэтому] они ждут. Германия затягивает [решение о сертификации оператора «Северного потока – 2»], потому что не хочет, чтобы на нее лишний показывали пальцем и говорили: вы продались [президенту России Владимиру] Путину. Ну и Европейская комиссия может подзатянуть [решение о сертификации оператора газопровода], это в ее духе. Европейская комиссия может долго все это изучать, документы могут несколько месяцев ходить между Берлином и Брюсселем. Но такими решениями они бьют по собственной экономике и собственным потребителям, потому что в Европе откровенный энергетический кризис, растет «коммуналка», отключаются некоторые промышленные предприятия, особенно химическо-металлургической отрасли, которым не хватает дешевого газа, не хватает электроэнергии. Если их это устраивает, флаг им в руки», – подчеркнул эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

При этом, по его словам, Россию вполне устраивает задержка сертификации. «Мы, конечно, хотим запуска «Северного потока – 2». Но, по большому счету, нынешние высокие цены в Европе, которые высокие, в том числе, потому, что не работает «Северный поток – 2» – они нас устраивают, мы на этом зарабатываем», – отметил Митрахович.

Помешать планам России по поводу «Северного потока – 2» способна не Украина, а Германия и ЕС, отметил эксперт. «Надо думать о других вещах: о том, что в Германии «зеленые» могут получить должность министра энергетики, или что в Германии вообще в перспективе может измениться общественное мнение по поводу России, что сертификацию могут дать, а потом отозвать под каким-нибудь предлогом, или правила ЕС в очередной раз изменят и будут «задним числом» применять против Газпрома, такое уже было», – заявил старший научный сотрудник Финансового университета.

Он также напомнил, что «Северный поток – 2» можно сертифицировать и в качестве независимого оператора: швейцарская компания NordSteam 2AG, которой принадлежит «Северный поток» подала заявку на регистрацию модели, которая в праве Европейского союза предусмотрена как независимый транспортный оператор.

«Имеется в виду, что такой оператор может загружаться на 100%. Возможно, этот план не удастся, и придется проводить сертификацию по модели, которая позволит использовать половину мощности, такой вариант тоже не исключен. Но мы бы хотели, чтобы «Северный поток – 2» работал хотя бы в половину мощности», – заключил Митрахович.

Накануне глава «Нафтогаза» Юрий Витренко и генеральный директор «Оператора ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон заявили, что компаниям разрешили участвовать в сертификации оператора «Северного потока – 2». При этом представитель Федерального сетевого агентства Германии Фите Вульф уточнил, что украинским компаниям отказали в праве блокировать сертификацию оператора «Северного потока – 2».

В прошлую пятницу глава комитета Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявлял, что желание «Нафтогаза Украины» и «Оператора ГТС Украины» участвовать в сертификации «Северного потока – 2» связано со стремлением не допустить запуск трубопровода. Он призвал Украину не вмешиваться во внутренние дела ЕС и Германии.

Вице-премьер России Александр Новак отмечал, что запуск «Северного потока – 2» способен помочь стабилизации ситуации на газовом рынке. Первая нитка «Северного потока – 2» заполнена газом и готова к работе, вторая нитка будет заполнена газом до конца 2021 года.

Автор: Николай Васильев

Источник: Взгляд, 16.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики