Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названы возможные последствия приостановки сертификации «Северного потока-2»

Названы возможные последствия приостановки сертификации «Северного потока-2»

Действия Берлина назвали первым признаком грядущего геополитического сражения за трубу

«Северный поток-2» (СП-2) столкнулся с первыми серьезными неприятностями после завершения своего строительства. Федеральное сетевое агентство ФРГ приостановило сертификацию оператора трубопровода — швейцарской фирмы Nord Stream 2, потребовав от «Газпрома» переписать немецкий отрезок магистрали и все остальные активы проекта на свою местную структуру, которая затем и будет отвечать за всю операционную деятельность СП-2. Хотя требование носит формальный характер, временная задержка с сертификацией может затянуть запуск газопровода до будущего лета.

Налагая временный мораторий на рассмотрение сертификации СП-2, немецкий регулятор руководствовался законами своей страны, в соответствие с которыми владельцем и оператором проходящего по территории Германии отрезка российского газопровода должна стать немецкая «дочка» Nord Stream 2 AG. После соблюдения поставленного условия оператор должен вновь подать полный комплект необходимых для сертификации документов и процесс будет возобновлен.

Новую немецкую структуру для «соответствия правилам и нормативным требованиям сертификации» Nord Stream 2 AG уже учредил и теперь осталось только наполнить ее необходимыми составляющими. «Фирма была оформлена с соблюдением всех немецких законов, — объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Однако она является пустышкой, так как не обладает ни производственными активами, ни персоналом, не ведет собственную финансовую документацию. Такая фирма не соответствует требованиям прозрачности европейского бизнеса. Запрашиваемая немцами реорганизация вполне законна и такую препону «Газпрому» стоило предусмотреть заранее».

В связи с этим аналитики не рассматривают приостановку сертификации как мощный удар по газопроводу. Однако, как полагает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, очередные бумажные процедуры могут занять несколько месяцев и окончательная сертификация газопровода в результате завершится лишь в конце весны - начале лета, поскольку после немецкого регулятора СП-2 будет оценивать еще Еврокомиссия.

Впрочем, эксперты усматривают в происходящем и положительные моменты для российской стороны. Во-первых, после повторной подачи заявки на сертификацию сам процесс рассмотрения будет проводиться не с самого начала, а запустится с момента приостановки. То есть те два месяца, которые проект рассматривал немецкий регулятор, не будут потрачены зря. Во-вторых, «Газпром» сможет даже извлечь дополнительную выгоду из задержки сертификации. «Сейчас из-за сверхвысоких цен на газ с каждой проданной тысячи кубометров «голубого топлива» российская монополия получает дополнительно $500. Если такие цены сохраняться до лета 2022-го, то дополнительная прибыль российской компании составит $5 млрд», — подсчитал Пикин.

Между тем формальные затруднения с европейскими юридическими правилами, судя по всему, являются лишь предвестником тех неприятностей, с которыми предстоит столкнуться проекту в ближайшем будущем. По решению Федерального сетевого агентства ФРГ, к сертификации Nord Stream AG допущены «Нафтогаз» и «Оператор ГТС Украины», которые не будут иметь права вето, но смогут давать свои экспертные оценки.

К чему, собственно, Киев сразу же приступил. Как заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко, создание немецкой дочерней структуры Nord Stream 2 AG с целью сертификации газопровода не соответствует европейским законам и считается «юридическим трюком». Он призывал США не оставлять без внимания подобные действия российской компании и ввести против СП-2 новый пакет санкций.

По словам главного аналитика TeleTrade Марка Гойхмана, «Нафтогаз», представляющий государственные интересы Незалежной, постарается использовать участие в сертификации СП-2 для препятствования будущей работы газопровода. Аргументация украинской компании будет основана на ущербе, который проект якобы нанесет конкуренции на энергетическом рынке Евросоюза, где одна компания не имеет права одновременно совмещать добывающие, транспортирующие и торговые обязанности. В случае с СП-2 по-сути все эти три функции обеспечиваются «Газпромом».

«Ранее европейские судебные инстанции выносили разные решения по вопросу поставок российского трубопроводного газа на свой рынок, причем многие вердикты были в пользу нашей страны. Нынешняя коллизия осложниться тем, что после состоявшихся выборов в Бундестаг и ухода Ангелы Меркель в правительстве Германии, главном энергетическом союзнике России, усиливаются позиции «зеленых», выступающих против газопровода. Они предпримут новые попытки остановить работу российской трубы. Приостановка сертификации Nord Stream 2 AG как оператора проекта, возможно, является первым признаком грядущего геополитического столкновения вокруг СП-2», — предупреждает эксперт.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 16.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики