Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мирный атом стремится стать «зеленым»

Мирный атом стремится стать «зеленым»

На COP26 широко обсуждалась перспектива причисления ядерной энергетики к «чистой»

12 ноября в Глазго (Шотландия) завершилась стартовавшая еще в конце октября мировая конференция по климату — 26-я сессия конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26). Главный итог - принципиальных ужесточении в рамках Парижского соглашения не случилось. Более того, даже на приятие весьма общей и абстрактной итоговой декларации потребовался еще один день (сверх регламента) – ее приняли только 13 ноября. Индия потребовала смягчить формулировки относительно отказа от угля, сделав их более мягкими. Отдельную декларацию о прекращении финансирования новых угольных электростанций и планировании закрытия действующих подписало менее 50 стран.

Да, соглашение по итогам COP26 содержит положения о признании делегатами необходимости сокращения глобальных выбросов углекислого газа на 45% к 2030 году. Но это только декларация о намерениях. Сегодня в мире растет потребление и угля, и нефти, и газа. А ускоренный энергопереход (внедрение возобновляемых источников энергии – ВИЭ) привел к серьезным дисбалансам в энергетических системах даже развитых стран.

Причем действенных рецептов, как обеспечить в будущем безуглеродность глобальной энергетики – в общем-то пока нет. Ставки «климатологов» на пресловутые ВИЭ (солнце и ветер), а также водород, гидрогенерацию и геотермальные источники – очень абстрактные, порой с локальным уклоном. За исключением, пожалуй, перспектив атомной энергетики. И сложившаяся на COP26 бурная дискуссия о стратегической роли мирного атома – яркое подтверждение этой гипотезы.

Международное агентство по атомной энергии прогнозирует, что к 2050 году мировые мощности производства электроэнергии на АЭС увеличатся почти в два раза – с 393 ГВт до 792 ГВт. Это станет возможным благодаря ускоренному внедрению инновационных ядерных технологий.

Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE, United Nations Economic Commission for Europe) в этом году обнародовала выводы о том, что ядерная энергетика может быть частью расширенного портфеля устойчивых технологий с низким (или нулевым) уровнем выбросов углерода в рамках плана декарбонизации глобальной энергетической системы.

Атомная энергетика – важная составляющая долгосрочной стратегии развития России. О значимости этой отрасли, в частности, заявил глава «Росатома» Алексей Лихачёв, выступая 11 ноября на сессии «Пути низкоуглеродного развития: роль и подходы России». Подводя итоги СОР26, он подчеркнул, что ядерная энергетика должна быть в безуглеродном мировом балансе. «Безусловный факт, что атомная энергетика имеет нулевые прямые выбросы СО2, а совокупные выбросы парниковых газов на всем жизненном цикле минимальный и сопоставимы с выбросами ветростанций. Причем согласно самым свежим исследованиям этот показатель у АЭС является самым низким из всех видов чистой генерации. По самым консервативным оценкам в мировом масштабе эффект от АЭС по недопущению выбросов парниковых газов сопоставим с поглощающей способностью всех лесов планеты», - заключил глава «Росатома».

Правда, финальный документ COP26 — Климатический пакт Глазго (Glasgow Climate Pact) — не содержит положения о классификации ядерной энергетики как «зеленой». На «прорыв» в ходе саммита отрасль в сущности и не сильно рассчитывала.

Атомная энергетика – по-прежнему сильно политизированная тема. После аварии на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году ряд государств начал отказываться от рабочих ядерных реакторов на своих территориях. В самой Японии в настоящее время действуют лишь несколько блоков. Другие объекты остановлены. Однако, власти страны продолжают рассматривать возможность перезапуска части АЭС в ближайшем будущем после их модернизации.

Причем и в Евросоюзе, который активней всех в мире ратует за переход к «зеленой» энергетике, наметился серьезный раскол по части будущего мирного атома. К примеру, если власти Германии продолжают критиковать ядерную отрасль и по-прежнему нацелены «заглушить» все реакторы своих АЭС, то Франции, напротив, видят в развитии мирной ядерной компоненты «большое» энергетическое будущее. Так, 9 ноября французский лидер Эммануэль Макрон в обращении к нации заявил, что в целях повышения энергетической безопасности государства, «впервые за десятилетия в стране возобновится строительство ядерных реакторов».

В октябре власти Франции направили в Еврокомиссию письмо, в котором характеризовали атомную индустрию как надежный, безопасный и независимый источник энергии. Письмо поддержали Болгария, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Румыния.

И прекратившая членство в ЕС (с 1 февраля 2020 г.) Великобритания, тоже намерена наращивать ядерную составляющую в национальном энергетическом комплексе. 9 ноября телеканал BBC сообщил, что проект малых АЭС, разработку которых ведет компания Rolls-Royce, позволит как заместить отдельные устаревшие реакторы, выводимые из эксплуатации, так и повысить долю атомной энергии общем энергобалансе страны.

Ставки на мирный атом – и у такого крупного производителя атомной энергии как Китай. В последнее десятилетие страна переживает бум строительства АЭС. И дальнейший отраслевой план Поднебесной – только выше и амбициозней – уже в 2025 году стать мировым лидером по объему производства атомной энергии, сдвинув с пьедестала США.

Но и американская атомная индустрия тоже поддерживается властями. К примеру, с сентябре Сенат штата Иллинойс принял «Закон 2408», цель которого – «способствовать созданию рабочих мест и снижению выбросов углекислого газа путем расширения использования возобновляемых источников энергии, инвестирования в электрификацию и принятия программ обучения рабочим специальностям и трудовых стандартов» в целях достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. Важным пунктом этого закона является то, что он предусматривает меры финансовой поддержки атомным электростанциям за их вклад в «безуглеродную» энергетику. То есть субсидирование АЭС в штате будет базироваться на нормах, принятых для ветровых и солнечных электростанций, уже получающих финпомощь.

В общем, обзорный срез на предмет планки лояльности стран к мирному атому характеризует нынешнюю внушительность пула политических и ситуативных союзников по глобальной дискуссии о декарбонизации, где цель признания ядерной энергетики чистой – одна из центральных тем. Причем после COP26 шансы у «атомщиков» вскоре стать «зелеными» заметно повысились. Что важно и для России, которая в числе мировых лидеров по технологиям возведения ядерных реакторов и мощности атомной генерации.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Инфорос, 17.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики